Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Пмж
  • Финская кирха св марии на большой конюшенной. Кафедральный собор святой марии. История строительства собора

Финская кирха св марии на большой конюшенной. Кафедральный собор святой марии. История строительства собора

В Санкт-Петербурге, на улице Большой Конюшенной в доме под номером 8-а располагается евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии. В настоящее время этот действующий приход является и кафедральным собором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (ЕЛЦИ) и главным финским приходом Петербурга.

Начало общине было положено в середине 17 века в Ниеншанце. Тогда она находилась под юрисдикцией шведской церкви. После окончания Северной войны и передачи Ингерманландии Российской империи жители тех земель переселились в Санкт-Петербург. На новом месте собрания и службы проходили в частном доме. Вел их пастор Яков Майделин.

В царствование Анны Иоанновны, в 1734 г. общине подарили участок земли неподалеку от того места, где ныне расположен Невский проспект. Там была заложена церковь Святой Марии. После того, как в 1745 г. финская и шведская общины разделились, за финской было оставлено прежнее место. Изначально здесь был сооружен деревянный храм, который, когда он обветшал, заменили каменным. В церкви было два приюта, касса для бедных, богодельня, школа. К приходу относились молитвенный дом в местечке Лахта и часовенка на финском участке на Митрофаниевском кладбище.

Церковь Святой Марии всегда была центром финской общины Санкт-Петербурга. Петербургские финны делились на две группы – чухон-ингерманландцев, коренных жителей приневских земель и финляндцев, приехавших из княжества Финляндского. Согласно переписи населения, в 1881 г. финнов в Петербурге было порядка 20 тысяч. Женщины в основном трудились прачками, прислугой, няньками, кухарками, а мужчины – извозчиками, сапожниками, трубочистами, портными. В число элиты входили финские шведы, среди них были ювелиры и ремесленники, которые, получив необходимые знания и скопив денег, возвращались на родину. Из этих кругов происходили и пасторы церкви. После революции и гражданской войны большевики с большим доверием относились к ингерманландцам, поскольку они помогали завозить в Петербург оружие и революционную литературу. Финляндцы в подавляющем своем большинстве были высланы.

Здание церкви в нынешнем виде было возведено по проекту архитектора Г. Паульсена в 1803 г., а освящено в декабре 1805 г. Реконструкция 1871 года проходила под руководством известного зодчего К. Андерсона, а 1890 года – Л. Бенуа.

Фасад храма, обращенный на ул. Большую Конюшенную, украшен портиком с треугольным фронтоном. Над церковью – сферический купол. На портике фасада – ниши, в которых некогда были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже они были заменены вазами парапета.

В 30-е годы 20 века церковь закрыли, а здание отдали под общежитие. С 70-х годов там был «Дом Природы». Возрождение общности финской общины города было положено в 1988 г. с открытием общества «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз). В постперестроечный период, в 1990 г. церковь передали ЕЛЦИ. Повторное освящение состоялось в 2002 г. На церемонии присутствовал президент Финляндии Т. Халонен и 1-й губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев.

В 2010 г. в церкви был установлен 27 регистровый необарочный духовой орган с механическими игровой и регистровой трактурами. В декабре того же года орган был освящен и инаугурирован. В этом мероприятие участвовали Марина Вяйзя, главный органист церкви св. Марии, профессоры Сибелиус-академии (Финляндия) К. Хямяляйнен, О. Портан, К. Юссила. На следующий день состоялся концерт, посвященный Дню независимости Финляндии.

В настоящее время пастором прихода является Михаил Иванов. Сейчас в приходе Святой Марии проводятся разного рода торжественные собрания, фольклорные праздники и концерты.

Около Невского проспекта, на Большой Конюшенной улице скромно спряталась простая, невыразительная постройка. Это и есть церковь святой Марии.

Что интересно, недалеко есть Шведская церковь Святой Екатерины , история и судьбы которых тесно переплетены.

Если убрать дворовые дома, то они окажутся в 50 шагах, но их фасады обращены против друг друга, - таков уж архитектурный итог многовекового соперничества соседних народов.

Участок, который в 1733 году по указу императрицы Анны Иоановны был отдан под строительство, принадлежал шведско-финской общине.

Сначала там появился молитвенный дом, первыми прихожанами которого стали торговцы и ремесленники шведской и финской национальностей.

Саму церковь начали строить в 1803 году.

Архитектор Паульсен стремился создать по-домашнему уютный приход. В результате, получилось строгое, лишенное изысков здание, единственным украшением которого стали арочные окна и портик с четырьмя колоннами.

В 1805 году её освятили во имя святой Марии. Долгое время она оставалась единственным местом для прихожан финской национальности в Санкт-Петербурге.

Ее закрыли в 1937 году, а в 1970 году в здании открыли «Дом природы». Так ее до сих пор и называют многие горожане.

Вернули церковь святой Марии финской общине лишь в 1990 году, а в конце 90-х ее начали реставрировать.

За пять лет был возвращен не только прежний внешний вид, но и историческое внутреннее убранство.

Весной 2002 года её заново освятили в присутствии президента Финляндии.

Сейчас здесь проводятся регулярные службы и действует воскресная школа.

Вообще, этот уголок Санкт-Петербурга – большая скандинавская вотчина. Здесь Шведское консульство, шведская школа, шведский бизнес-центр и бизнес-клуб. А что скрыто в глубине двориков знают только в местном ЖЭКе…

Адрес:

Санкт-Петербург, улица Большая Конюшенная, дом 8-а.

Как добраться:

От метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) легко прогуляться пешком по Невскому до Большой Конюшенной, где повернуть на эту улицу, и через 200 метров Вы окажетесь у дверей.

Церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге. Храм, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1803-1805 годах по проекту Готтлиба Xристиана Паульсена. Сегодня это действующая лютеранская кирха скандинавской традиции, кафедральный собор Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.

Евангелическо-лютеранская община на территории Петербурга впервые появилась еще до основания самого города, при шведах в 1630-х годах. После окончания Северной войны часть шведского и финского населения осталась жить теперь уже на территории Российской империи, а свои религиозные собрания они проводили в одном из частных домов Санкт-Петербурга. В начале XVIII века императрица Анна Иоанновна подарила общине земельный участок на Большой Конюшенной улице, где для лютеран была построена первая деревянная кирха в честь Святой Анны. Когда шведская и финская общины разделились, эта церковь досталась финнам, и в 1803 году они начали строительство нового храма.

Церковь была названа в честь Святой Марии, поскольку ее освящение пришлось на день рождения императора Александра I, мать которого звали Мария Федоровна.

Здание церкви имеет прямоугольную планировку, вверху оно увенчано барабаном и куполом. Главный фасад, выходящий на Большую Конюшенную улицу, декорирован 4-колонным портиком тосканского ордера и треугольным фронтоном. В специальных нишах по бокам фасада первоначально разместили скульптуры апостолов Петра и Павла, но позже их заменили вазами. Боковые фасады украшены пилястрами. Небольшую внутреннюю и внешнюю перепланировку храм перенес в конце XIX века.

В советское время церковь Святой Марии была закрыта, ее здание сначала передали Эрмитажу, а затем разместили в нем общежитие, еще позже — Дом природы. Финский лютеранский приход был возрожден только в конце XX века, и в 1999-2002 годах на деньги церкви Финляндии храм был восстановлен по его историческому прототипу. Кирха Святой Марии получила статус епископальной церкви, что соответствует кафедральному собору.

Сегодня в церкви Святой Марии помимо религиозных богослужений регулярно проходят органные концерты при участии известных музыкантов.

Лютеранская церковь Святой Марии считается памятником архитектуры регионального значения.

Туристу на заметку:

Посещение церкви Святой Марии будет интересно верующим протестантам, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой начала XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Ну что, продолжим наши прогулки по летнему Санкт-Петербургу? Сегодня мы побываем на красивой Исаакиевской площади со знаменитым собором и посетим финскую церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице. И, как всегда, покажу интересные городские детали, встречавшиеся мне на пути.

Итак, гуляем по Питеру…

В тот день 31 июля 2016 года самым главным впечатлением для меня был , который я смотрела, стоя вооон на тех ступеньках дома № 20 по Английской набережной:

Ну, и куда же в Питере без советского прошлого! Поэтому на здании я нашла и вот такую мемориальную табличку:

Парад закончился, и я отправилась гулять по городу, но тут начался ливень, который пугал чёрными тучами ещё с самого раннего утра. Поэтому я спряталась в подземном переходе и обнаружила там вот такой памятный уголок:

Оказывается, на месте Конногвардейского бульвара когда-то проходил канал, по которому возили строевой лес из складов Новой Голландии на Адмиралтейскую верфь. Теперь я знаю, что в городе на Неве и подземные переходы с историей)))

Дождь был сильный, но недолгий, и вот я снова на улицах города. На этот раз ноги принесли меня на Исаакиевскую площадь с расположенным на ней одноимённым собором:

Здание собора огромно – общая высота 101,5 м, площадь – более 1 га.
Все четыре фасада собора украшены колонными портиками. Всего колонн 48:

Эти грандиозные колонны высечены из выборгского гранита «рапакиви». Их подвозили по Неве, а затем на платформах с чугунными шарами катили по лоткам из толстых досок к стройке.
А установка колонн собора так и вообще считается одним из выдающихся достижений русских строителей - 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов (специальных лебёдок) устанавливали одну колонну за 45 минут:

Барабан центрального купола также окружают 72 монолитные гранитные колонны весом от 64 до 114 тонн:

Внутреннее убранство Исаакия роскошно, так как для украшения была подобрана изумительная гамма разноцветных камней – русский, итальянский и французский цветной мрамор, уральский малахит и лазурит. Я уже посещала собор годом ранее, поэтому в этот раз решила просто полюбоваться его не менее красивым фасадом:

Расскажу ещё немного об историческом прошлом собора.
В мае 1858 года собор торжественно освятили, и он стал главным кафедральным храмом столицы.

За работу государь пожаловал архитектору Огюсту Монферрану золотую медаль с бриллиантами и 40 000 рублей серебром. Через месяц Монферран скончался. В своём завещании архитектор просил похоронить его под полом собора, но так как он не был православным, то гроб с его телом лишь обнесли вокруг собора, а отпевали Монферрана в на Невском проспекте. Я рассказывала об этой церкви в отдельном посте.
После отпевания вдова архитектора увезла его тело во Францию, где его и похоронили.
В 1931 году в соборе устроили Антирелигиозный музей.
Во время блокады в подвалах собора хранились ценности, перевезённые туда из пригородных царских дворцов – Пушкина, Павловска, Петродворца, Гатчины и Ломоносова.

Об Исаакиевском соборе поговорили, теперь настало время осмотреться по сторонам.
Современная Исаакиевская площадь образовалась из слияния двух старинных площадей – Исаакиевской и Мариинской. Название Мариинской площади дал стоящий на другом берегу Мойки Мариинский дворец. Виднеется на фото на заднем плане:

До 1839 года в здании, стоявшем на этом месте, располагалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в ней учился Лермонтов. В 1839-1844 годах архитектор-эклектик Андрей Штакеншнейдер перестроил его для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, после чего дворец стал называться Мариинским.
С 1884 года во дворце заседал Государственный совет. В 1907-м архитектор Леонтий Бенуа превратил двухъярусный зимний сад в зал заседаний. В 1917 году в Мариинском дворце работало Временное правительство. В годы первых пятилеток дворец был отдан Промышленной академии им. Сталина (Промакадемии). Сейчас во дворце заседает городское Законодательное собрание.
В 1859 году площадь между дворцом и собором украсил памятник Николаю I работы Петра Клодта и Огюста Монферрана:

Есть ещё одно примечательное здание на углу площади. В 1807 году Джакомо Кваренги возвёл на левом берегу расположенного там тогда канала здание Конногвардейского полкового манежа.
Перед портиком манежа стоят статуи юношей, укрощающих коней, - это копии знаменитых античных статуй, украшающих Квиринальский дворец в Риме:

Статуи изображают Диоскуров, сыновей Зевса – близнецов Кастора и Поллукса, они считались покровителями воинов, всадников и моряков.
Сегодня Манеж используется в качестве выставочного зала:

После прогулки по Исаакиевской площади я отправилась на Большую Конюшенную улицу, чтобы наконец-то попасть внутрь небольшой финской церкви, расположенной там:

В один из предыдущих дней мне это не удалось, потому что на входной двери висел лист бумаги с надписью: «Не входить! Не стучать! Идёт запись!!!». Поэтому, потоптавшись возле входа и сделав несколько снимков здания церкви, я решила вернуться сюда в другой день:

Я расскажу об истории возникновения финской церкви на этом месте, сопровождая рассказ снимками деталей интерьера и экспонатами с выставки рукодельных работ, которая в то время проходила в церкви.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила шведско-финской общине Санкт-Петербурга участок на Большой Конюшенной улице, на котором была построена первая деревянная кирха, освящённая 19 мая того же года в честь Святой Анны.
В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.

В 1767 году кирха перешла во владение финской общины.
В 1803 году финская община начала строительство новой каменной церкви на 2400 мест.
12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I, храм освятили в честь Святой Марии, тезоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Ну, а потом пришла Советская власть, и в 1938 году кирха Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу.

В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления, а с 1970 года в здании церкви находился «Дом природы».
В 1990 году усилиями пастора Арво Сурво был возрождён и вновь зарегистрирован лютеранский приход Святой Марии, которому сначала выделили лишь несколько помещений в здании церкви.
Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.

В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн. финских марок.

Церковь была повторно освящена в мае 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.

В сентябре 2002 года по решению церковного правления кирха Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору.

И на снимке внизу расписание богослужений. Вдруг кому захочется поприсутствовать:

В церкви я пробыла совсем немного, так как там проходила подготовка к какому-то мероприятию, и было не совсем удобно фотографировать. Да и сам по себе храм очень небольшой и с минимальными украшениями интерьера. Это ведь лютеранская церковь, а они чаще всего очень аскетичны в плане декорирования.

В общем, после пищи духовной мне захотелось хлеба, а точнее, известных местных пышек. Но в знаменитую Пышечную на Большой Конюшенной была огромная очередь. Кстати, в этом здании в 18-м веке располагалась Французская реформаторская церковь:

Ну, а я в следующий раз покажу ещё пару интересных церквей Санкт-Петербурга – шведскую Святой Екатерины и немецкую Святых Петра и Павла.
Так что, до встречи в Питере!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:

Лютеранская церковь Святой Марии - действующий храм Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в Санкт-Петербурге. Находится в центре города, на улице Большая Конюшенная. Памятник архитектуры начала XIX в.

Евангелическо-лютеранский приход на территории современного Санкт-Петербурга известен с 1630-х гг., когда на берегах Невы существовал шведский город Ниен (крепость "Ниеншанц"). Когда по итогам Северной войны (1700 - 1721) Российская Империя получила выход в Балтийское море, а столицей России стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г., часть шведских жителей бывшего Ниена были переселены в Санкт-Петербург, и приход собирался в частном доме.

В 1734 г. приходу императрицей Анной Иоанновной было подарено место на улице Большой Конюшенной, где была сооружена деревянная кирха. Храм был освящен во имя Святой Анны, бабушки Иисуса Христа (богопраматери). В 1745 г. произошел раскол шведско-финской общины, а в 1767 г. церковь перешла финской общине.

Современный каменный храм был построен в период с 1803 - 1805 гг. Автор проекта - русский архитектор немецкого происхождения Готлиб Христиан Паульсен. Архитектурный стиль храма - классицизм. Новый храм был освящен во имя Святой девы Марии, в честь императрицы Марии Фёдоровны, матери Александра I, в день рождения которого освящали храм.

В ведении церкви находилось несколько сиротских приютов, часовня на лютеранском участке Митрофаниевского кладбища, а так же лютеранская кирха Святой Марии в Лахте.

Храм был закрыт в 1938 г. советской властью. Здание было передано в ведение Государственного Эрмитажа. А в 1940 г. здание было перестроено и здесь разместили общежитие. С 1970 г. здесь размещался "Дом природы".

В 1990 г. в городе был вновь зарегистрирован евангелическо-лютеранский приход. В 1994 г. здание церкви было передано в его ведение, и началась реставрация. В 2002 г. храм был освящен в присутствии президента Финляндии и губернатора Санкт-Петербурга.

Лучшие статьи по теме