Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Россия
  • Главный бухгалтер аэрофлота. «Аэрофлот» потребовал от бывшего замглавы компании более $120 млн. Своим не жалко

Главный бухгалтер аэрофлота. «Аэрофлот» потребовал от бывшего замглавы компании более $120 млн. Своим не жалко


Решение провести конкурс "Лучшая служба бухгалтерского учета в России-2004" было принято в августе этого года. В нем приняли участие лучшие бухгалтерские подразделения российских организаций и предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Победителей определил Экспертный совет, а сама церемония награждения прошла в Кремле.

Как уже было сказано выше, лучшей была признана бухгалтерская служба "Аэрофлота". Этот крупнейший и старейший ("Аэрофлот" ведет свою историю с 1923 года) отечественный авиаперевозчик сегодня обрел второе дыхание и надеется в ближайшее время показать, на что способен. На сегодняшний день 51 процент акций компании принадлежит государству, так что, кроме всего прочего, "Аэрофлот" - это еще и лицо России. На его долю приходится 11 процентов внутренних и 39 процентов международных перевозок. По финансовым показателям - а чистая прибыль компании по итогам прошлого года составила 3978 миллиардов рублей - "Аэрофлот" входит в список 25 крупнейших авиакомпаний мира. Кроме всего прочего, к 2007 году "Аэрофлот" планирует построить собственный терминал - "Шереметьево-3".

Сегодня на вопросы "Вечерки" отвечает главный бухгалтер компании "Аэрофлот" Андрей Трусов.

- Андрей Павлович, запомнилось ли вам на этом семинаре что-нибудь особенное?

Запомнилось, естественно, многое. Но вот что хотелось бы отметить. Тенденция сближения европейских и российских стандартов бухгалтерского учета - стратегия Минфина РФ в области стандартов учета. Нам на семинаре разъясняли применение последних положений по бухгалтерскому учету и какие стандарты будут применяться в российском бухучете в ближайшем будущем. А мы - то есть "Аэрофлот" - эти стандарты уже полтора года применяем!

- Кстати, я поздравляют вас от имени "Вечерки" с врученной вам наградой…

Мне было очень приятно получить эту награду. Вообще, как мне кажется, роль бухгалтерского учета в успешном развитии бизнеса достаточно велика. Ведь всегда для успешного движения вперед нужна четкая финансовая информация. Вот, например, в развитии "Аэрофлота" - будь то улучшение сервисных услуг или снижение расходов - нужна бухгалтерская информация, и на основе этой информации делаются управленческие выводы. Каким бы видом бизнеса вы ни занимались - именно бухгалтерский учет формирует финансовые результаты. По ним определяется прибыль, устанавливается размер дивидендов. Отсюда же берется информация для бизнес-партнеров, аналитиков. Все это бухгалтерские учетные данные.

- С какими проблемами вам как бухгалтеру пришлось столкнуться на этапе, по сути, второго рождения компании?

За последние годы действительно изменилось многое. Прежде всего - в стране появилась здоровая конкуренция в сфере авиаперевозок. И это нормально. Но выбирает прежде всего пассажир. А отсюда рождаются тарифные планы, уровень безопасности и уровень сервиса, его своевременность, распространенность сети - все это в совокупности дает положительный результат. А нам, бухгалтерам, нужно учесть, проконтролировать и проанализировать деятельность компании по этим направлениям.

- Недавняя акция "Аэрофлота" - 99 евро в любой из крупных городов мира. Это маркетинговый ход?

И маркетинговый в том числе. Но если вы полагаете, что ради маркетинга компания осознанно идет на убыточность перевозок, это не так. Просто существует такое понятие, как сезонность авиаперевозок. В период с октября по ноябрь всегда наблюдается спад пассажирского спроса. И поэтому перед нами стоит выбор. Или предложить пассажирам выгодные условия приобретения билетов, или самолет улетит полупустым. А улетит он все равно. То есть все равно будет сжигать дорогостоящий авиационный керосин. Надеюсь, что подобные акции будут продолжаться.

- Андрей Павлович, постоянные пассажиры "Аэрофлота", наверное, уже давно обратили внимание на то, что лайнеры компании, да и вообще сам "Аэрофлот" поменяли свой имидж. Не было опасения повторить печальный опыт одной британской авиакомпании? Она, помнится, вложила сотни миллионов долларов в переоформление своих лайнеров. А эффект был противоположный: перевозчик потерял около половины клиентов.

В нашем случае речь шла о продвижении практически нового бренда. Поэтому опасения были минимальны. Наш пассажир просто еще не очень чувствителен к таким вещам. Он более уравновешен, чем пассажир западный. Россиян ничто не может запугать. Ни недавние падения самолетов, ни постоянные угрозы терроризма. Конечно, мы не стремимся злоупотреблять такой "неизбалованностью": уровень сервиса и безопасность полетов "Аэрофлота" традиционно одни из самых высоких.

- Высокий сервис - это еще и современная авиационная техника. Что делает "Аэрофлот" для расширения своего парка?

Все возможное. Все знают, что Ту-134 и Ту-154 уже практически отлетали свои ресурсы. Ту-134 - давно уже "невыездной", 154-й вскоре тоже перестанут пускать в воздушное пространство Европы…

- Планируете закупать новые?

Скажите мне, кто сегодня в России выпускает в достаточном количестве современные авиалайнеры? Все минувшие презентации - не более чем демонстрация планов на будущее. Остается работать с западными производителями. Причем форма сотрудничества сегодня - долгосрочный лизинг с правом последующего выкупа. А вот что касается цен на современные лайнеры… Сегодня наибольшим спросом пользуется среднемагистральный воздушный флот. Поэтому и цены на эти лайнеры выше.

- Вы могли бы рассказать о планах компании на будущий год?

В данный момент - не могу. Сейчас все это только обсуждается. Должны быть приняты бюджеты на 2005 год, в том числе капитальных вложений, казначейства и другие. Точные цифры назвать трудно.

Кстати, недавно президент России Владимир Владимирович Путин наградил Валерия Михайловича Окулова, генерального директора ОАО "Аэрофлот", орденом Дружбы народов. На мой взгляд, это очень показательно.

Полвека назад Артур Хейли писал в своем романе "Аэропорт" о том, что авиационный транспорт - это то, что стирает границы. В какой-то степени это действительно так. Во всяком случае, мы делаем все для того, чтобы наши пассажиры пересекали эти пока еще существующие на земле границы с максимальным уровнем комфорта и надежности.

Андрей Кузнецов

В тянущемся еще с прошлого века деле руководителей "Аэрофлота", похоже, поставлена точка. Савеловский суд Москвы приговорил бывшего первого заместителя генерального директора компании Николая Глушкова, бывшего главного бухгалтера "Аэрофлота" Лидию Крыжевскую и экс-главу Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Романа Шейнина к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.

Суд признал их виновным в хищении почти 215 миллионов деноминированных рублей, принадлежащих "Аэрофлоту", посредством умышленного мошенничества. Трое подсудимых свою вину не признали и отказались отвечать на вопросы гособвинителя. В качестве смягчающих обстоятельств суд отметил, что все обвиняемые - "люди пенсионного и предпенсионного возраста", страдают хроническими заболеваниями и являются инвалидами.

В ходе последнего судебного заседания обвинение просило приговорить подсудимых к срокам лишения свободы от 4 до 5 лет, тогда как защита настаивала на полном оправдании подсудимых. В настоящее время осужденные находятся под подпиской о невыезде до вступления в законную силу приговора, который пока что не обжаловала ни одна из тяжущихся сторон.

Напомним о сути дела. Как считает следствие, в 1996 году Глушков, Крыжевская, Шейнин и замгедиректора "Аэрофлота" по коммерческим вопросам Александр Красненкер убедили тогдашнего руководителя авиакомпании Евгения Шапошникова в необходимости сконцентрировать большую часть валютной выручки в едином валютном центре. В качестве такового была выбрана зарегистрированная в Швейцарии фирма "Андава", на счета которой с мая 1996 года по ноябрь 1997 года из 77 представительств "Аэрофлота" были перечислены 252,4 миллиона долларов. Часть этой суммы, по мнению прокуратуры, была переведена на личные счета обвиняемых и похищена, в связи с чем "Аэрофлот" предъявил иск о возмещении ущерба на указанную сумму.

В январе 1999 года было возбуждено уголовное дело о финансовых нарушениях, совершенных бывшим руководством "Аэрофлота". Следствие полагает, что хищения осуществлялись при посредничестве Финансовой объединенной корпорации.

Дополнительным аргументом в пользу нечистоплотности сделки послужило то, что Глушков входил в совет директоров "Андавы". Основным акционером этой компании был известный предприниматель Борис Березовский, которому заочно предъявили обвинение в пособничестве хищению и выделили дело в отношении него в отдельное производство.

Сперва Глушкову и Красненкеру предъявлялись обвинения в незаконном предпринимательстве и отмывании денег. Аналогичное обвинение вменялось и Борису Березовскому, позже с предпринимателя эти обвинения были сняты.

В мае 2000 года швейцарская прокуратура передала российским коллегам дополнительную информацию по этому делу, что дало в руки прокуратуры новые козыри.

7 декабря 2000 года Глушков был арестован. Его и Красненкера обвинили в мошенничестве и невозврате валютных средств. Крыжевской и Шейнину вменялось в вину лишь мошенничество. Следователи утверждали, что им удалось добыть достаточно доказательств для предъявления обвинения в мошенничестве и Березовскому, который проходил по этому делу в качестве свидетеля. Однако предприниматель отказывался явиться на допрос в Генпрокуратуру, скрываясь за границей.

В апреле 2001 года Глушков, по версии прокуратуры, пытался совершить побег. В это время подследственный проходил курс лечения в одной из московских гематологических клиник, куда он был переведен из СИЗО. По мнению следствия, организаторами неудавшегося побега выступили бывший начальник службы безопасности ОРТ Андрей Луговой, а также охранники Игорь Провидухин и Владимир Скоропупов. Кроме того, в содействии побегу был обвинен бывший председатель совета директоров ТВ-6 Бадри Патаркацишвили. Дело в его отношении было выделено в отдельное производство, поскольку он находился в розыске.

Однако адвокаты Глушкова утверждают, что инцидент с побегом был подстроен следствием, представители которого выманили подсудимого к воротам больницы, а затем задержали якобы при попытке к бегству.

В январе 2002 года в Савеловском суде начался первый процесс по делу "Аэрофлота". Глушкову, Красненкеру, Крыжевской и Шейнину были предъявлены обвинения в хищении валютных средств. Глушкову также инкриминировали попытку побега.

В июне 2002 года "Аэрофлот" подал иск на 214 миллионов рублей к бывшим руководителям компании, хотя ранее представители гражданского истца оценили предварительный ущерб всего в 350 тысяч рублей.

Процесс шел почти два года с постоянными переносами заседаний из-за многочисленных ходатайств, предъявляемых адвокатами. В итоге в марте 2004 года Глушков и Красненкер были признаны судом виновными уже не в хищении и мошенничестве, а лишь в злоупотреблении полномочиями, и получили небольшие сроки. Кроме того, Глушков был признан виновным в попытке совершения побега, но оправдан по обвинению в отмывании средств, приобретенных преступным путем за отсутствием в его действиях состава преступления.

Глушков был освобожден из-под стражи прямо в зале суда, поскольку свой срок - 3 года и 3 месяца - он уже отбыл в предварительном заключении. Красненкер, которому назначили наказание в виде 2,5 лет лишения свободы, и главбух Крыжевская были освобождены по амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне. Что касается Шейнина, то суд решил его не наказывать в связи с истечением срока давности совершения преступления.

Обвинительный приговор был вынесен и в отношении трех лиц, которых суд обвинил в пособничестве побегу Глушкова. Бывший начальник службы безопасности ОРТ Андрей Луговой, а также Владимир Скоропупов и Игорь Провидухин были осуждены на год и два месяца лишения свободы и освобождены от наказания в связи с отбытием ими срока во время предварительного заключения.

В тот раз прокурор требовал значительно более сурового приговора, чем ныне. В частности, Глушкова госбовинитель просил приговорить к восьми годам лишения свободы и, услышав приговор, прокомментировал его почти шекспировской фразой: "Подгнило что-то в датском королевстве".

В июне 2004 года обвинительный приговор Савеловского районного суда был отменен, так как Мосгорсуд учел протесты как защиты, так и обвинения, и направил дело на новое рассмотрение.

В конце января 2005 года в результате тяжелого онкологического заболевания скончался подследственный Александр Красненкер, в связи с чем его уголовное преследование было прекращено.

Следует отметить, что сумма средств "Аэрофлота", которая, по мнению следствия, прошла через Швейцарию, в процессе расследования неоднократно изменялась. Напомним, что, по окончательной на сегодняшний день версии, через фирму "Андава" прошли чуть более 250 миллионов долларов. Эта сумма стала фигурировать в деле с июля 2001 года, когда было завершено расследование дела.

Однако ранее назывались значительно более крупные суммы. В предыдущей версии следствия упоминались две фирмы, "Форус" и "Андава", через которые было проведено не менее 715 миллионов долларов. Однако в декабре 2000 года, вскоре после ареста Глушкова, говорилось даже о 939 миллионах долларов, десятки миллионов из которых были, по мнению следствия, выведены из оборота "Аэрофлота".

Кстати, первоначально упоминалась сумма в 200 миллионов долларов. Это были платежи, причитающиеся Аэрофлоту от иностранных авиакомпаний за использование российского воздушного пространства. Но в октябре 1999 года пропавшие средства "Аэрофлота" были оценены уже в 600 миллионов долларов. 400 миллионов считались следователями как недополученные "Аэрофлотом" или бесследно исчезнувшие с его зарубежных банковских счетов.

В этих денежных потоках, судя по всему, запутались не только сторонние наблюдатели, но и сами следователи. Кроме того, можно предположить, что завершившийся сегодня процесс дальнейшего развития уже не получит, так как от него безумно устали обе стороны.

Вместе с тем пока что вне пределов российского правосудия находятся два самых известных фигуранта дела "Аэрофлота", Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили.

Если новый генпрокурор Юрий Чайка исполнит обещанное и активизирует работу своего ведомства на международном направлении, то, возможно, все интересующиеся этим делом услышат новые интересные подробности. В частности, о том, кто был конечным получателем похищенных средств, если все же это преступление имело место.

Но, вероятней всего, миллионы "Аэрофлота" ждет та же судьба, что и легендарное "золото КПСС", которое бесследно растворилось в подземельях швейцарских банков.

В рамках контракта исполнитель должен сопровождать и развивать информационную систему управления крупнейшего российского авиаперевозчика на основе ПО SAP, находящегося в промышленной эксплуатации по сквозным процессам, а также по инфраструктуре и базису информационной системы управления SAP.

В периметр проекта входит 21 процесс:

  • От закупки до оплаты,
  • Управление запасами,
  • Управление договорами,
  • Казначейство,
  • Учет по МСФО,
  • Внутригрупповые расчеты,
  • Учет затрат,
  • Бюджетирование,
  • Оперативные процессы управления персоналом,
  • Корпоративные процессы управления персоналом,
  • Бухгалтерский учет,
  • Учет внеоборотных активов,
  • Налоговый учёт,
  • Управление качеством продукта,
  • Трансфертное ценообразование,
  • Поддержание автоматической синхронизации ландшафтов всех подсистем SAP,
  • Учет грузовых и почтовых перевозок,
  • Автоматизация внутреннего аудита,
  • Управление политиками доступа к SAP ERP ,
  • Мониторинг процессов закрытия учетных периодов,
  • Определение лимитов на дебиторскую задолженность контрагентов «Аэрофлота».

Ориентировочная стоимость работ в рамках контракта составляет 648 млн рублей. Этот расчет цены услуг не является юридически обязывающим и, как говорится в договоре, приводится для планирования бюджета заказчика и ресурсов SAP. Указанная сумма определена на основе информации, полученной SAP от заказчика, и представления SAP об объеме услуг, составленного по информации заказчика.

Фактическая стоимость услуг может отличаться от ориентировочной, но не должна превышать ее. Итоговый счет с фактической суммой за предоставленные услуги будет выставляться в соответствии с затраченным временем и ресурсами SAP. Услуги должны оплачиваться ежемесячно.

В целом стоимость всех работ складывается из стоимости консультационных услуг, которая ориентировочно составляет 470 млн рублей, и стоимости услуг по разработке ПО – 70 млн рублей. Сверх этого учитывается НДС 20%.

Предварительный расчет стоимости услуг представлен в таблице ниже.

При этом, набор оказываемых услуг может быть изменен, а дополнительные услуги могут быть предоставлены по запросу.

В 2018 году аналогичные услуги без учета НДС оценивались примерно в такую же сумму - 539,977 млн рублей. С учетом НДС 18% общая стоимость составляла 637,2 млн рублей.

2018

Внедрение системы для налогового мониторинга

Из документов, размещенных на сайте госзакупок, следует, что «Аэрофлот» к четырем лицензиям на ПО SAP Data Services для интеграции, обеспечения качества, профилирования данных и анализа текста докупает еще 18. К 9027 лицензиям на SAP Payroll Processing для расчета заработной платы - еще 10. К 40 лицензиям на SAP Business Planning для планирования и бюджетирования - еще восемь. К 40 лицензиям на SAP Intercompany для сверки баланса предприятия в режиме реального времени - еще восемь.

2017

Стоимость обслуживания ERP выросла

12 апреля 2017 года стало известно о возросших на 113 млн руб. годовых затратах компании « » на техподдержку и развитие информационной системы управления компанией на платформе SAP . Подрядчик в этом проекте (авиаперевозчик назначает его без конкурса) российское представительство SAP .

"Аэрофлот", (2015)

Техническая поддержка и развитие информационной системы управления «Аэрофлота» на основе ПО SAP в 2017 году обойдется российскому авиаперевозчику в 566,4 млн руб. Аналогичный контракт в 2016 году заключенный между «Аэрофлотом» и «САП СНГ » был на сумму 453,1 млн руб .

3 марта 2016 года авиаперевозчик объявлял, что к задействованным в компании решениям SAP добавилась система автоматизации учета рабочего времени и расчета зарплаты на базе SAP HCM (Human Capital Management - управление человеческим капиталом) для более 19 тыс. сотрудников. Однако этот проект начался в 2015 году, поэтому техподдержка системы должна быть учтена в контракте на 2016 год.

Договор компании с «САП СНГ» в части техобслуживания и развития информационной системы управления касается техпроцессов, реализованных на ПО SAP. Среди них:

  • управление запасами,
  • казначейство,
  • учет по МСФО ,
  • управление договорами,
  • внутригрупповые расчеты,
  • учет затрат,
  • бюджетирование,
  • оперативное и корпоративное управление персоналом,
  • бухгалтерский и налоговый учет,
  • учет внеоборотных активов,
  • управление качеством продукта,
  • трансфертное ценообразование,
  • контроль доступа,
  • тестирование,
  • учет грузовых и почтовых перевозок.

Договором учтены «работы по инфраструктуре информационной системы управления SAP», состав которых не конкретизирован в опубликованных документах.

SAP Audit Management

«Мы стали первыми, кто внедрил SAP Audit Management в России , - подчеркнул Кирилл Богданов , заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» по информационным технологиям. - Внедрение нового решения позволяет нам осуществлять внутренний аудит на качественно новом уровне, делает этот процесс более быстрым, прозрачным и эффективным».
«SAP Audit Management снижает операционные затраты на проведение внутреннего аудита. В том числе это помогает соответствовать требованиям Правительства РФ для госкомпаний по непрерывному ежегодному снижению операционных затрат на 10%, - отметил [Красюков Дмитрий]], заместитель генерального директора SAP СНГ. – Проект стал одним из первых внедрений SAP Audit Management в мире. Была проделана большая работа по расширению его функциональности, которую группа разработчиков SAP и проектная команда Аэрофлота осуществляли в тесном сотрудничестве».

2016

Аэрофлот перенес ERP-системы на платформу SAP HANA

Ход проекта

В дополнение к ранее принятым и внедряемым в «Аэрофлоте» проектам «Автоматизированная система управления техническим обслуживанием воздушных судов» и «Система планирования и бюджетирования» были дополнительно инициированы следующие проекты и задачи на базе решений SAP :

  • автоматизированная система управления качеством, безопасностью и рисками;
  • построение централизованной базы данных нормативно-справочной информации и бизнес-процессов ;
  • интеграция используемых приложений других поставщиков с ERP-системой SAP;
  • переход на новую версию SAP ERP 2005.

В связи с расширением использования продуктов SAP было произведено существенное увеличение объёма обучения работников Аэрофлота продуктам SAP.

Эффект, полученный от внедрения

Внедрение решений SAP и обеспечение комплексной интеграции SAP с другими информационными системами «Аэрофлота» позволило компании получить качественно иной инструмент для ведения бизнеса и развития бизнес-процессов , контроля существующих технологических операций.

1. Взлетная полоса

И не прогадала, встретившись с Лучшим бухгалтером России, работающим в компании «Аэрофлот», Андреем Трусовым . Разговор о специфике работы в отрасли мы начали издалека: а именно с биографии, потому что благодаря предшествующему опыту работы во внешнеторговом объединении (во времена СССР), а позже – в банковской сфере, бухгалтеру «Аэрофлота» удалось кардинальным образом изменить систему работы нынешней подведомственной структуры.

В основу преобразований авиационной бухгалтерии легли знания опытного специалиста в области четырех видов плана счетов: внешнеторговый план (экспортно-импортные операции), план счетов торговых представительств, с 1992 года общероссийская методология плана счетов и, наконец, банковский план счетов.

Наш герой, занимавший в то время (с 1988 года) должность заместителя главного бухгалтера в одном из престижных банков страны, разработал концепцию перехода своего ведомства на прозрачные рельсы работы. Это помогло организации остаться на плаву. Все эти навыки и умения оказались чрезвычайно важными, когда Андрей Трусов в 2000 году решил сменить профиль и занять кресло заместителя главного бухгалтера в компании «Аэрофлот». А случилось это как раз тогда, когда авиационный комплекс страны только-только начал становиться на ноги после экономического спада. Нетрудно догадаться, чтобы привести систему в соответствие с современными реалиями, бухгалтерской службе пришлось изрядно потрудиться в отличие от частных компаний, которые в конце 90-х стали появляться как грибы после дождя и уже с учетом требований времени и запросов потребителей. «Перекройка» же давно существующей системы оказалась делом гораздо более трудоемким.

Расправив крылья

«Аэрофлот» – это огромный комплекс. Здесь и народное хозяйство, и медицина, и ремонтный цех; департамент закупочной деятельности, который занимается приобретением огромного количества сопутствующих и основных товаров, начиная от скрепок и заканчивая самолетами; более ста загранпредставительств, с чем связан мощный поток валютно-расчетных операций; обширная сеть продаж по всему миру. Все это многообразие находится в ведении бухгалтерии.

Несколько лет назад работа финансового отдела в значительной степени осложнялась тем, что как таковой единой бухгалтерии в компании не существовало: все департаменты имели собственные бухгалтерии, а главбуху подчинялись два отдела, которые занимались исключительно составлением отчетностей. При этом до августа прошлого года вся бухгалтерия практически составлялась вручную на бумаге, а в каждом подразделении существовали разные программы, где-то стояла система для учета основных средств, где-то ее не было.

Объединить всю систему в единое структурное подразделение удалось за счет комплекса глобальных мер только в марте 2001 года. Таким образом, бухгалтерия «Аэрофлота» стала насчитывать 350 человек плюс 300 человек – в департаменте учета доходов от воздушных перевозок (весь штат компании составляет примерно 15 тысяч сотрудников). Этому процессу помогло внедрение специальной программы, которая позволила автоматизировать учетный процесс.

– Это достаточно сложная система, предназначенная для многоуровневых крупных компаний в секторе бизнеса среднего звена, – рассказывает Андрей Павлович. – К 2002 году мы автоматизировали 34 своих подразделения.

Но век новых технологий берет свое: версия программы, которая была внедрена в ту пору, быстро устарела и перестала поддерживаться производителями. И компании в оперативном режиме пришлось переходить на более усовершенствованную версию.

– По сути это оказалось нововведением. А что значит перестройка всей системы учета, думаю, особо объяснять не стоит, это все равно, что возвести с основания дом, – говорит глава бухгалтерского цеха «Аэрофлота». – А как известно, время – деньги, и хотелось получить определенный результат.

В итоге потребовалось еще полтора года, и в августе 2006 года компания перешла с опытной на промышленную эксплуатацию программы. Ясно, что никакая система сразу идеально работать не может, поэтому в течение четырех месяцев проходила опытная эксплуатация, то есть производился двойной учет: по старой и новой системе, при этом все остатки должны были сходиться в идеальном виде. Двойную нагрузку бухгалтерский персонал перенес стойко.

Со временем специалистами была поставлена и налажена система контроля и многоуровневая система платежей. Это позволило создать мощный информационный источник всех операций компании в режиме онлайн. Информация крайне важна для принятия управленческих решений в интерактивном режиме. В особенности для инженеров и экономистов, которым надо до мельчайших нюансов отслеживать все процессы. Теперь управление полетами воздушных судов автоматизировано в режиме реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов (99,95 процента), и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира. Ввиду этого сразу изменилась сфера ответственности. К примеру, главный бухгалтер не имеет права подписывать отчетности, которые составлены людьми, непосредственно ему не подчиняющимися. Кроме того, не существовало единого плана счетов. Вместе с тогдашним главным бухгалтером Михаилом Полубояриновым был разработан этот план, и уже в январе 2001 года на него перевели бухгалтерские службы, включая все региональные и зарубежные представительства.

Учетная деятельность была изменена в корне. Ранее отчетности носили хаотичный характер: к примеру, в одном представительстве определенные виды расходов велись на одном счете, а в другом – на ином. Также аренда помещений: в одном регионе она стояла на балансовом счете, в другом – нет. При этом платежи за аренду в одном представительстве могли учитываться на расходах будущих периодов, а в другом – эти суммы сразу списывались на расходы.

Основными понятиями в работе бухгалтерии «Аэрофлота» стали аналитика и единообразие, которые позволили сопоставлять фактические данные с плановыми, был открыт путь к более детальному изучению балансов и просчету рисков.

Пожалуй, самым главным аспектом в компании, занимающейся авиаперевозками, является ориентирование на западный опыт авиационной отрасли. Для бухгалтерии это в первую очередь принципы международной финансовой отчетности. С основными принципами МСФО Андрей Трусов столкнулся, еще работая в системе Внешторга. Поэтому переход «Аэрофлота» на новую систему главный бухгалтер воспринял спокойно, тем более что опыт в этой сфере у него уже был.

Первым делом – самолеты

Любая авиакомпания в первую очередь это, конечно же, самолеты, весь парк которых значится в основных средствах. В настоящее время «Аэрофлот», авиапарк которой состоит из 96 самолетов, ведет переговоры с компанией «Аэробус» о приобретении 15 новых машин А-330.

И здесь стоит вспомнить один из самых важных аспектов работы данной отрасли: безопасность пассажиров. На первом плане в этом отношении стоят процедуры страхования. В связи с этим отслеживается передвижение основных средств, например, недопустимы факты, когда два двигателя самолета вдруг оказываются под одним номером. При этом напрямую в обязанности бухгалтерии не входит контроль качества поставляемых или ремонтируемых частей. В соответствии с международными стандартами и признанными в мире стандартами «Оёса», которые «Аэрофлот» прошел в прошлом году, страхуются и жизни пассажиров.

2. Билетная тактика

Соответствие качеству международного уровня обслуживания, несомненно, отражается и на деятельности всей бухгалтерии. В прошлом году «Аэрофлот» стал участником альянса «Скай-тим». Эта система позволяет каждому пассажиру купить билет в любой конец мира. Соответственно для бухгалтерии это – расширение системы расчетов между странами. Через финансовый отдел проходят огромные потоки денежных средств. Причем не только в рублях, но и в иностранной валюте. Поэтому здесь большое внимание уделяется контролю за денежными средствами. Стоить отметить, что валютные платежи достаточно специфичны, в частности, в банк бухгалтерия должна предоставлять громадный пакет документов: от паспортов сделок до копий контрактов и различных справок о валютных операциях.

Раньше в этом плане было несколько легче, поскольку «Аэрофлот» имел лицензию Центробанка, по которой позволялось расходовать и начислять средства на счета в заграничных представительствах. Сейчас лицензии в связи с новым законодательством отменены. Таким образом, вся выручка начала попадать на российские счета в уполномоченных банках. На каждое поступление компания теперь вынуждена предоставлять справки о проведении рассчетно-валютных операций, в частности – паспорта сделок, чего раньше не было. Таким образом, учетной работы существенно прибавилось, для чего бухгалтерии даже потребовалось специально увеличить численность своего штата на 12 человек. В итоге, желая оптимизировать работу за счет автоматизации технологического процесса, который подразумевает под собой сокращение численности персонала, компания, следуя букве закона, вынуждена прибегать к совершенно противоположным мерам.

А пока авиакомпания работает, основываясь на простом принципе: каждый билет – это отдельный контракт. И учитывая, что у компании около 7 миллионов клиентов, причем каждый пассажир обычно берет проездные билеты в оба конца, то через бухгалтерию проходит более 14 миллионов контрактных договоров!

– А ведь каждый полетный купон необходимо ввести в бухгалтерскую систему по всем реквизитам: маршрут, тариф, таксы и сборы, дата и номер рейса, фамилия-имя-отчество, номер билета. И каждый полетный купон в отдельности в итоге формирует доходную часть компании. Причем все это заносится в компьютер вручную. Решение этой проблемы я вижу в принятии закона об электронном билете: такое нововведение облегчит работу всех авиакомпаний и приведет их деятельность в соответствие с международными требованиями, – высказывает свое мнение Андрей Трусов.

Причем во всем мире уже давно действует такая безбумажная технология, которая значительно облегчает жизнь работникам бухгалтерии. К примеру, в США таким образом обслуживается 90 процентов клиентов, причем делают они это самостоятельно у стойки регистрации.

К сведению

Открытое акционерное общество «Аэрофлот – российские международные авиалинии» создано в июле 1992 года. Учредитель ОАО – Правительство Российской Федерации – владеет 51 процентом акций, а 49 процентами – трудовой коллектив авиакомпании и другие юридические лица.

Высший орган управления Общества в период между годовыми собраниями акционеров – Совет директоров.

В компании работает около 15 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч летных специалистов, более 500 из них являются командирами воздушных судов.

Сегодня Аэрофлот, используя собственную сеть и возможности партнеров, предлагает своим пассажирам полеты в 53 страны мира. Из них собственными рейсами – в 90 городов 47 стран мира, в том числе: 36 пунктов в Европе; 5 – в США, Канаде и на Кубе; 2 – в Африке; 5 – на Ближнем и Среднем Востоке; 9 – в Азии, 8 – в странах СНГ и 25 – в России. Открыт новый рейс по маршруту Москва – Минеральные Воды – Джидда (Саудовская Аравия). До этого прямого авиасообщения между Россией и Саудовской Аравией не было.

Полеты в 58 пунктов в 2007 году выполняются в соответствии с код-шеринговыми соглашениями с иностранными авиакомпаниями – партнерами Аэрофлота как рейсы совместной эксплуатации (36 пунктов за рубежом и 22 пункта в России).
«Аэрофлот» располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами (ЦУП).

Суд в Москве начал рассматривать дело бывшего первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвиняемого в хищениях у компании. В рамках дела «Аэрофлот» подал к бывшему топ-менеджеру иск на $122 млн

Бывший первый заместитель генерального директора компании Николай Глушков, 2006 год (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

В Савеловском суде Москвы во вторник состоялось первое заседание по делу бывшего первого заместителя «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвиняемого в хищениях у авиакомпании. Как сообщил РБК адвокат бывшего топ-менеджераВасилий Головин, авиаперевозчик подал иск к его подзащитному.

Пресс-служба «Аэрофлота» подтвердила РБК эту информацию, уточнив, что заявленные исковые требования составляют «$122 млн плюс проценты».

Перевозчик еще в 2010 году был признан потерпевшим от мошеннических действий в особо крупном размере и сейчас «вовлечен в гражданские процессы в Лондоне по искам против господина Глушкова и других соответчиков о возмещении убытков, понесенных в результате упомянутых мошеннических действий», отмечается в ответе «Аэрофлота» на запрос РБК. В сообщении отмечается, что эти гражданские дела рассматриваются в Лондоне, а в России в отношении Глушкова ведется отдельное судебное разбирательство, в рамках которого «Аэрофлот» и заявил иск.

Глушков в настоящее время проживает в Англии, где в 2010 году получил политическое убежище.

По версии следователей, в сговоре с Борисом Березовским Глушков убедил руководство «Аэрофлота» взять крупные валютные займы якобы для финансового оздоровления компании, а деньги на самом деле были похищены.

В декабре 2000 года Николай Глушков был арестован по делу о хищении средств «Аэрофлота», обвинен в мошенничестве, отмывании преступно нажитых средств и невозвращении валютной выручки из-за границы. Позднее Глушкову инкриминировали еще и побег из больницы, где он находился под стражей.

Весной 2004 года Савеловский суд Москвы оправдал Глушкова по обвинению в мошенничестве и отмывании средств, однако признал его виновным в злоупотреблении полномочиями, невозвращении валютной выручки из-за границы и попытке побега и приговорил к трем годам и трем месяцам лишения свободы. С учетом того, что примерно столько Глушков к тому времени находился под стражей, он был освобожден в зале суда, после чего уехал в Лондон.

Позднее Мосгорсуд отменил решение Савеловского суда и направил дело на новое рассмотрение. В 2006 году Савеловский суд постановил прекратить уголовное преследование за невозврат валютной выручки в связи с истечением сроков давности, а по остальным статьям Глушкова к двум годам лишения свободы условно.

В 2010 году Федеральное судебное ведомство Швейцарии вынесло о возвращении «Аэрофлоту» $52,222 млн, выведенных ранее со счетов загранпредставительств «Аэрофлота» на счета подконтрольной Борису Березовскому швейцарской компании Andava. Генеральная прокуратура России тогда заявляла, что в общей сложности в пользу «Андавы» Глушковым и другими сообщниками Березовского было выведено свыше $252 млн.

«Получив возможность распоряжаться этими валютными средствами, организованная преступная группа, возглавляемая Березовским, создала механизм их хищения под видом исполнения договорных обязательств между «Аэрофлотом» и «Андавой», в реализации которого наряду с Глушковым и Красненкером (бывший коммерческий директор «Аэрофлота». — РБК ) участвовали главный бухгалтер ОАО «Аэрофлот» [Лидия] Крыжевская и другие лица», — отмечалось в

Лучшие статьи по теме