Оceanvista - Туристический портал

Как строили венецию и зачем. Сваи венеции. Прибыль - в город

Шедевр в кошмарных условиях

Из изящной Флоренции , города художников и поэтов, где мы побывали в предыдущем виртуальном туре вместе с нашим гидом Олегом Вахрамовым , переместимся на север Италии . Город купцов , путешественников, авантюристов и гениальных строителей, сотворивших вопреки всему одно из чудес света, - такой предстает Венеция .

Толчком к созданию шедевров порой является безысходность. Венеция зародилась в V - VI веках, когда с востока шли варвары, опустошавшие некогда величественную Римскую империю. Люди, спасаясь, бежали от них практически в никуда - в лагуну Адриатического моря, на острова, которые постепенно соединяли между собой насыпями, - рассказывает Олег Вахрамов.

Даже современному строителю страшно представить, какие кошмарные условия ждали тех, кто решался возвести здесь жилище. Резкий морской ветер, агрессивная соленая вода, приливы и отливы, разрушающие все, что создавалось человеком.

Я влюблен в этот город, в который вложено столько смекалки и титанического постоянного труда, - признается Олег Вахрамов. - Когда сегодня строители возводят уникальные конструкции на сложных почвах - это лишь бледная тень того, что было сделано в Венеции много веков назад.

Прибыль - в город

Одно из прозвищ Венеции - La Serenissima, что означает «Безмятежнейшая». Парадоксально, учитывая то, что большую часть ее населения составляли люди неспокойного склада. Чтобы выжить, строили корабли, бороздили моря и налаживали торговлю, а порой, чего греха таить, пиратствовали. Трудную географию обратили во благо: Венеция стала серьезным товарно-транспортным узлом Европы , а потому богатела, словно на дрожжах. И дух авантюризма оставался «на работе», а дома хотелось спокойствия, стабильности и надежности.

Хорошие деньги всегда дают хорошие возможности, а дух авантюризма и страсть к путешествиям - много полезного, что может пригодиться дома. Венецианцы строили свой город не скупясь, используя лучшие материалы и технологии, привезенные из других стран. Например, сваи, на которых стоят дома, сделаны из сибирской лиственницы, которая в воде, без доступа воздуха становится крепче железа. Но многое пришлось изобретать самим: особые составы цемента, штукатурки, устойчивые к агрессивной среде. Богатство давало возможность городу расти и развиваться, присоединяя соседние островки, - рассказывает Олег Вахрамов.

Из разных мест, в которых бывали путешественники и торговцы, заимствовались и архитектурные формы, а заработанных денег не жалели, чтобы отстроить дом или дворец пышнее, чем у соседа. Венеция становилась пестрой, как лоскутное одеяло, но эту пестроту уравновешивали особенности местности. Они не позволяли строить крупные здания, выше пяти этажей, в основном 2 -3, чтобы снизить нагрузку на фундамент. Чтобы защититься от ветра, в домах делали узкие окна, стрельчатые арки, сводчатые входы. Дороговизна земли ограничивала ширину «сухопутных» улиц: на некоторых едва могут разойтись два человека. А самое большое пространство в городе - площадь Сан Марко - меньше самарской площади им. Куйбышева . К слову, это одно из самых низких мест Венеции, и зимой она и расположенные на ней Дворец дожей и базилика Сан Марко постоянно затапливаются. Но сквозь хитро сделанную ливневую канализацию вода уже через несколько часов покидает территорию.

Ну и, конечно, визитная карточка Венеции - ее 160 каналов, через которые перекинуто более 400 мостов. Самый знаменитый - мост Вздохов, место изначально отнюдь не романтичное: по нему проходили осужденные на казнь. А самым престижным районом считалась линия вдоль Большого канала - здесь было построено около 200 дворцов, задняя часть которых стоит на земле, а передняя держится на сваях, словно колышется на водной глади.

Вечная борьба

Постепенное погружение в воду - проблема, с которой город борется с самого основания. По этой причине жители дважды перестраивали его, перебираясь на более высокие острова. Самые новые здания относятся к XIX веку, а за XX столетие Венеция погрузилась в море еще на 23 см, и строить заново никто не рискует. Сейчас это не населенный пункт в классическом понимании, а скорее музей под открытым небом. Некоторые ученые пророчат, что к концу XXI века город полностью окажется под водой. Но праздник жизни, квинтэссенцией которого является ежегодный венецианский карнавал, продолжается, хотя для этого строителям и инженерам приходится прилагать не меньше усилий, чем первым венецианцам.

Вокруг города построили дамбу, создали массу других гидротехнических сооружений, чтобы минимизировать ущерб от воды и не допустить ее застоя. Прокладка и восстановление коммуникаций в таких условиях - вершина инженерного мастерства, - рассказывает Олег Вахрамов. - Человек борется за сохранение Венеции, а природа - за уничтожение. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не сдастся. Но даже в этом случае проигрыш будет красивым.

Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. Как это выглядит можно посмотреть, например, – изображения весьма показательные, правда, текст на итальянском. Вместе с тем, на многих сайтах рунета можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены из России – не то из-под Перми, не то из Сибири, не то из Карелии... История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).

Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты лесами... Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?

Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.

На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):

В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: "Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями". 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли "пермскими карагаями". Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется "венецианской смолой".

Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?

  1. Двенадцатитомная история Венеции Христофора Тентори. Вероятно, имеется в виду «Saggio sulla storia civile, politica, ecclesiastica e sulla corografia e topografia degli stati della repubblica di Venezia: ad usu della nobile e civile gioventù». Полный текст этого многотомника можно без труда найти на сайте archive.org (вот ссылка). Таким образом, проверить, действительно ли Cristoforo Tentori говорит о пермских карагаях в основании «города на островах», довольно легко. Только вот хотелось бы знать, где именно это написано, или хотя бы, как «пермский карагай» пишется по-итальянски. Не перелопачивать же все двенадцать томов ради одной цитаты?
  2. Количество свай – «400 тысяч». Во-первых, непонятно, откуда взялись эти данные. Во-вторых, 400 тысяч свай – это до неприличия мало. Для сравнения, в «Истории Венецианской Республики» Джона Норвича можно найти следующее: «<...> собор Санта Мария делла Салюте <...> покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук» (Джон Норвич. История Византии. История Венецианской республики – 2011 г. ISBN 978-5-17-074111-3, 978-5-271-37819-5. С. 436). Более миллиона свай под одной церковью! (Хотя и в это как-то не очень верится. Истина, наверное, где-то посередине.) Еще кое-какие цифры можно найти – интересное видео о фундаментах венецианских домов (на итальянском) с кратким пересказом (на русском).
  3. Авторы признают, что «сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп», но почему-то у них «нет сомнения», что в Венецию лиственницу везли из пермских земель...
  4. И вообще, почему свет клином сошелся на лиственнице? Под Венецией ведь сваи из разных пород деревьев: из вяза, дуба и т.д.

Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.

Небольшой фильм о Венецианских каналах.

Оригинал взят у ozero_chad в post

Мой семинар про путешествие Марко Поло на форуме у Юли Ремпель начался всего три дня назад, и это просто потрясающе, что придумывают участники - устраивают гонки гондол в ванной, строят машины времени и мастерят венецианские башмаки из старых тапочек и дров!
А Ося заинтересовался, как в Венеции строят дома, и мы полезли про это читать. Почему они не разрушаются от постоянной воды и как выдерживает их фундамент?

Сначала Ося узнал, что все венецианские дома стоят на сваях. Грунт в Венеции слишком рыхлый, чтобы возводить фундамент прямо на нем, поэтому сначала фундаменты нужно было укрепить! Для этого в грунт вбивали стволы деревьев - лиственницу, ольху, дуб.

В морской соленой воде древесина становится очень прочной, как железо. Когда в 1827 году специально обследовали сваи, то установили, что сваи из лиственничного леса "окаменели", сделались такими твердыми, что ни топор, ни пила их не берет.
Сваи обрабатывались специальными смолами и забивались на глубину до тех пор, пока не достигали твердой почвы.
И представляете, когда строили церковь Санта Мария делла Салюте, то в грунт вбили больше миллиона свай, каждая из которых была длиной 4 метра. На это ушло 2 года и 2 месяца.

А еще заодно мы посмотрели, как чистят каналы. Сначала строят деревянные заграждения, потом спускают воду. Ну а потом уже убирают весь тут мусор, который скопился на дне канала.

А вот еще более колоритная фотография. Чистка канала в 1956 году

Заодно, когда спускают воду, можно осмотреть фундамент и восстановить те места, которые оказались разрушены морской водой. Сначала дыры заделывают, а потом еще заполняют швы специальной смесью! Чего только не узнаешь:)

Популярный у туристов, прекрасный город на воде Венеция расположена на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех зданий мастера применяли специальную методику, которая позволяла прочно укрепить фундамент и успешно выдерживать зданию ежедневное «морское купание». Разобраться в уникальном способе возведения домов на воде помогут сведения о том, как строилась Венеция. А информация о системе канализации и ее современном состоянии уже не одно столетие шокирует многих приезжих.

Как строилась Венеция: история

Точная дата основания города неизвестна, но по данным ученых первое поселение основали племена Венетов, которые жили здесь в XII-XI ст. до н. э. Во времена падения Римской Империи бежавшие из нее жители обосновались на маленьком острове Риальто, который располагался в центре лагуны в северной части Италии. Территория полностью была покрыта тростником и для земледелия оказалась непригодной.

Первое поселение образовалось на островах лагуны, которые представляли собой сотни мелких заболоченных участков земли на мелководье. Образовались они из осадков ила и почвы, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы суши между впадинами с водой.

Такая почва стала основанием для изобретения того способа, каким строились дома в Венеции в первые годы. Переселенцы выбирали более возвышенные участки суши, затем возводили стены из глины и корней сорняка «гролло», который рос тут же, на болотах. Крышу сооружали из веток деревьев, укладывая на них сверху перевязанные пучки болотного тростника и соломы. Такие дома оказались временным пристанищем, жители которых по мере продвижения войск возвращались на материк в свои родные дома.

Поселения беженцев в Венеции

В VI столетии в период господства династии Лангобардов богатые семьи Венето мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Приехавшие переселенцы привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому они сразу стали строить уже двухэтажные дома, в которых 1-й глиняный этаж использовался для склада, а второй — делался из дерева и предназначался для жилых помещений.

По мере прихода новых беженцев требовалось все больше территории, для чего поселенцы должны были осушить заболоченные земли и укрепить берега залива. Также потребовалось построить причалы, чтобы осуществлять перевозки людей и грузов. Берега были укреплены барьером из деревянных стволов, чтобы поднять уровень поверхности, на который сверху набрасывали камни и землю, а затем уже строили дома.

Первоначально переселенцы заселили 124 острова, возводя независимые поселения. В каждом начали строить каменные жилые здания и церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строить по планам, которые применялись в те времена для застройки городов: центральная площадь, вокруг которой возводились здания общественные; на расходящихся улицах располагались жилые дома. Также строили водосборник дождевых осадков, который обеспечивал население питьевой водой.

По мере заселения большого количества островов и планомерного осушения болот стали строить мосты между ними, которые помогали перемещаться людям и перевозить грузы.

Столица Венецианской Республики

Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.

Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.

Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.

Начало плановой застройки Венеции

Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.

Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.

Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.

Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.

Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.

Древесина

На территории Венецианской Республики лесных посадок нет, потому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые вначале сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым сведениям древесину также привозили и из России в виде пермских лиственниц или «карагаев».

Благодаря свойствам местного ила и глубокому расположению свай, доступ кислорода к древесине был перекрыт. Потому микроорганизмы и грибки, которые обычно разрушающе действуют на деревья, погибали. Под действием морской воды и минеральной грязи древесина за многие столетия окаменела.

Венецианские строители придумали не только способ, как построить Венецию, но и как повысить устойчивость и легкость городских зданий. Древесину стали применять по аналогии с кирпичной кладкой, в виде полосок из деревянных свай. Такие детали, называемые «реме», размещали горизонтально, через определенные промежутки между каменной кладкой. Они выполняли роль «подшипников», т. е. более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия кровли.

Внутренние стены венецианских зданий также прокладывали балками под названием «скорзони», которые располагались вертикально и уменьшали тяжесть строения.

Истрийский камень

Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».

Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:

  • имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
  • был устойчив к атмосферному действию;
  • имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
  • он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
  • обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
  • прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.

90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.

Градостроительный стиль Венеции

Из-за частых пожаров венецианские строители решили при возведении зданий отдавать предпочтение кирпичной и каменной кладке. Чтобы понять, как строился город Венеция и многоэтажные здания в нем, обратимся к архитектурным принципам застройки того времени.

Градостроительный стиль «города на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому оборонительные сооружения не возводились. Общественные и жилые здания имели широкие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой доступ к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы планировали дворик с садом или фонтаном.

В 1501 г. в городе были созданы магистраты водоемов, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидравлических работ, предоставление концессий частным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. В контрактах вменяется обязательство строительства мостов и фундаментов зданий. При их невыполнении все имущество передавалось муниципалитету.

Как строилась Венеция: канализация

Централизованная система канализации в городе вообще отсутствует, а ее функцию выполняют небольшие каналы, по которым мусор и отходы жизнедеятельности города выносятся прямо в Большой Канал и далее — в Адриатическое море. Однако, благодаря регулярным приливам и отливам, грязная вода из каналов постоянно вытекает в лагуну. Поэтому в Венеции в каналах даже можно увидеть рыбу.

Длина венецианской лагуны составляет 56,5 км, ширина — 9,6 км. От Адриатического моря ее отделяет песчаная коса проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает всю воду и каналы в городе. Благодаря им Венеция уже много столетий существует без централизованной системы канализации.

В каждом палаццо есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых через отверстия в стенах или по трубам выходит в канал. Более тяжелые фракции откачивают постоянно курсирующие катера-ассенизаторы.

Основные компоненты внутренней канализации в доме:

  • сточный приемник;
  • сифоны или гидравлические затворы;
  • сети из труб, проложенных внутри здания и выходящие наружу;
  • специальное устройство для очистки труб и их осмотра.

Предварительно отходы проходят через фильтры, которые установлены в подвальных помещениях. Однако встретить плывущие отходы в канале Венеции — вполне реально.

Сейчас в домах на некоторых островах и на материковой зоне уже подведена центральная канализация, но в исторической старой части города все осталось по-прежнему.

Угроза затопления города на воде

В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.

Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.

Венеция (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Венеции с описанием, путеводители и карты.

Город Венеция (Италия)

Венеция - город на северо-востоке Италии , столица провинции Венето. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых уникальных и известных городов планеты, исторический центр которого построен на 118 островах Венецианской лагуны. Венеция - потрясающая, сказочная, романтическая. Более 20 млн туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на очаровательные каналы, изящную архитектуру и мосты, прокатиться на гондолах и послушать песни гондольеров, погулять по Сан-Марко и сфотографировать мост Риальто, вкусить местной кухни и почувствовать венецианскую атмосферу. Венеция - это город, который каждый день гудит как растревоженный улей, а вечером замирает, это место которое почти не изменилось за 6 веков внешне и в котором вообще нет автомобилей.

Венеция расположена в акватории Адриатического моря практически на широте нашего Краснодарского края. Исторический центр расположен на множестве островов, разделённых каналами и соединённых мостами, который называют "Sestieri". Он включает районы Каннареджо, Кастелло, Дорсодуро, Сан-Поло, Санта-Кроче и Сан-Марко, где расположены основные памятники и достопримечательности. Из других островов Венецианской лагуны следует выделить Мурано, Торчелло, Сан-Франческо-дель-Десерто и Бурано. Архитектура Венеции - это особый архитектурный стиль, который называют венецианским. Большинство памятников архитектуры и культуры было построено в период с 12 по 16 века. Интересно, что большинство исторических зданий Венеции построено на сваях из альпийской лиственницы, которая не гниёт в воде.

Венецианский Гранд-Канал

География и климат

Венеция расположена на 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. Острова разделяют 150 каналов и соединяют 400 мостов. Город является крупным морским курортом и одним из крупнейших итальянских морских портов.


Венеция расположена в зоне субтропического климата. Лето довольно жаркое, зима мягкая. Морозы и снег зимой бывают редко. Хотя в холодное время года здесь довольно зябко из-за близости моря. Вследствии нагонной волны в Венеции часто бывают наводнения.

К сожалению, этот уникальный город постепенно погружается под воду. По 4-5 мм каждый год. Только на протяжении 20 века Венеция ушла под воду на более чем 20 см. Уже через несколько десятилетий она может стать непригодной для жизни. Пока проект по спасению Венеции "MOSE", который предусматривает строительство дамб вокруг города, существенно эту ситуацию не исправил.

Практическая информация

  1. Население - 264.6 тысяч человек.
  2. Площадь - 414.6 квадратных километров.
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  6. Виза - шенгенская.
  7. Рестораны работают с 12.00 до 22.00. Магазины с 10.00 до 19.00
  8. Туристический налог составляет от 3,50 до 5 евро с человека.

Лучшее время посещения

Худшее времена для посещения это время карнавала (очень дорого и много людей) и дождливое время поздней осени и зимы (холодно, ветрено и сыро). Летом может быть довольно жарко. Самым лучшим временем познакомиться с Венецией считается весна и осень.


Гондола - традиционное венецианское средство передвижения

История

Во времена Римской империи в Античности здесь жило племя венетов, которые дали название будущему городу и провинции. Люди начали селиться в окрестностях Венецианской лагуны, спасаясь от набегов варваров. Городское поселение здесь стало формироваться в 6-7 веке. Изначально оно располагалось на островах Маламокко и Торчелло и принадлежало Византии. В 7 веке поселения Венецианской лагуны были объединены под властью дожа, фактически главы государства. Дожа избирали из богатых и влиятельных семей на пожизненный срок. За все время существования Венецианской республики было избрано более 100 дожей.


В 9 веке значение и влияние Венеции стало расти стремительными темпами. В 828 году сюда были привезены мощи св. Марка, украденные в Александрии. Св. Марк является святым покровителем города. Интересно, что Венецианская республика являлась уникальным государственным образованием. Здесь практически отсутствовал вассалитет, а дожу запрещалось назначать себе приемника.

С 12 по 15 век Венецианская республика была одним из самых мощных государств Европы. Предпосылкой этому стал разгром в 1204 году крестоносцами Константинополя. Республика стала главным связующим звеном между Востоком и Западом. К 1300 году Венеция была самым богатым городом на европейском континенте.


В 15 веке экспансия турков и последующая переориентация торговых путей в сторону Атлантики подорвали экономическую и торговую мощь города. Могучая республика перестала существовать. В конце 18 века Венеция была завоёвана Наполеоном. После некоторое время она была частью владений Габсбургов, пока в 1866 году не вошла в состав Италии.

Как добраться

Венеция имеет международный аэропорт Марко Поло, который располагается около Местре (фактически пригород Венеции). На автобусе из аэропорта можно добраться до пьяццале Рома. Железнодорожная станция имеет сообщение с Миланом, Триестом , Вероной, Римом и остальной частью Италии. Круизные корабли и яхты обычно прибывают в Stazione Marittima. Поезда с материка проходят через Местре до железнодорожного вокзала Венеции Санта-Лючия на её западной стороне. Внимание - не путайте со страницей Венеция Местре, которая является последней остановкой на материке. Прямые поезда в Венецию ходят с Мюнхена , Парижа , Вены, Будапешта , Загреба.


Основным средством передвижения по Венеции и её островам является вапоретто и водные такси. Вапоретто является самым экономичным способом передвижения. Лучше купить дневной билет, чтобы добраться на острова Мурано и Бурано. Посадка на вапоретто производится на специальных станциях. Чтобы пересечь Большой канал можно воспользоваться трагетто. Это общедоступные гондолы, которыми управляют два гондольера. Стоит проезд всего 2 евро на человека (принимают только наличные).


Гондолы - одна из главных достопримечательностей Венеции. Эти лодки - исторически главное средство передвижения по улицам-каналам. Сейчас они служат для развлечения туристов. Управляют гондолами - гондольеры. Это очень престижная и прибыльная профессия, в которую практически нереально попасть людям со стороны. Государство ведёт строгий учёт гондольеров. Их число регламентировано - 425 человек. При этом обычно данная профессия передается от отца к сыну. Стоимость прогулки по Венеции на гондоле составляет около 80 евро.

Шопинг и покупки

Венеция всегда была городом торговцев. Следовательно, большинство венецианцев все ещё владеют или работают в магазине. Будьте внимательны при покупке сувениров и товаров. Огромный туристический поток не всегда гарантирует высокое качество.


Магазины работают с 10 утра до 7 вечера и позже. В Венеции покупают: антиквариат, изделия из кожи, обувь, шарфы, ювелирные изделия, книги, муранское стекло, карнавальные маски и костюмы. Брендовые магазины можно найти в районе площади Сан-Марко. Типичные туристические ловушки: «цветная паста» и «венецианская лимончелло» не являются итальянской кухней. Ни один итальянец никогда это не купит.

Еда и питье

Венеция славится прекрасными ресторанами, но в целом считается, что итальянская кухня здесь не самая лучшая, а венецианская пицца традиционно является худшей в Италии. Рекомендуем здесь попробовать поленту, ризотто с соусом из каракатицы, блюда из морепродуктов, пасту. Будьте осторожны, когда в меню цены в ресторане основаны на весе блюда (как правило, «etto», сокращенно «/ hg»).

Достопримечательности

Венеция полна достопримечательностей, памятников истории и культуры: площади и мосты, церкви и исторические здания никого не оставят равнодушными.


Сердце Венеции, самая известная и красивая её площадь. Наполеон назвал Сан-Марко "самой элегантной гостиной Европы". Здесь расположены известные достопримечательности, дорогие магазины и старейшие кафе. По ней гуляли венецианские дожи, Марко Поло, а в кафе кутил знаменитый Казанова.


Один из главных ориентиров Венеции и пьяцца Сан-Марко в частности. Это самое высокое здание города, высота которого составляет 98.5 метров. Нынешняя колокольня св. Марка датируется 1912 годом. Оригинальное сооружение 12 века рухнуло в 1902 году. Первоначально в 9 веке колокольня выполняла функции сторожевой башни и маяка. За 8 евро можно полюбоваться панорамой города с высоты почти 100 метров.


Собор Святого Марка - главное религиозное сооружение Венеции. Старинная церковь в византийском стиле, который нечасто можно встретить в Западной Европе. Здесь хранятся мощи св. Марка (апостола и евангелиста) и ценные произведения искусства, которые были вывезены из Константинополя. Мощи были украдены у сарацинов венецианскими купцами в 9 веке. С этого времени символом Венеции стал крылатый лев. Базилика Сан-Марко до 1807 года была придворной церковью дожей. Первая базилика была построена в 829 году и сожжена в 976 году во время восстания против дожа Пьетро Кандиано IV. Некоторые исследователи считают, что во время пожара мощи св. Марка были утрачены. Нынешняя базилика была завершена в 11 веке. Она построена в форме греческого креста. Интерьер богато украшен мозаикой и множеством разновидностей мрамора.


Дворец Дожей - символ Сан-Марко, шедевр готического искусства и центр власти Венецианской республики. Дворец дожей состоит из трёх больших частей: крыло к бассейну Сан-Марко, в котором находится главный зал совета (является старейшей частью здания), крыло к площади Сан-Марко (бывший дворец правосудия) и крыло ренессанса, в котором размещалась резиденция дожей.


Часовая башня - историческое здание 15 века с часами в стиле раннего Возрождения. Башня расположена в северной части площади св. Марка так, чтобы часы было видно с Венецианской лагуны. Нижние этаж башни образуют арку, которая ведёт на главную улицу Венеции - Мерчерию, которая связывает Сан-Марко и Риальто. Вершину башни украшают две бронзовые статуи "мавров", бьющих в колокол. Чуть ниже расположена скульптура крылатого льва с открытой книгой. Раньше рядом находилась статуя дожа, которую убрали французы в конце 18 века. Этажом ниже находится медная статуя Богородицы с младенцем. Часы располагаются над аркой и представляют собой большой циферблат с римскими цифрами.


Гранд-канал

Гранд-канал или Большой канал - самый важный водный путь Венеции, который разделяет город с двух сторон. Его протяжённость составляет чуть менее 4 км. Интересно, что сверху Венеция похожа на рыбу. А линия Большого канала напоминает букву "S". Эта водная артерия являлась центром оживлённой венецианской жизни и торговли ещё со Средних веков. По периметру Гранд-канала можно полюбоваться на десятки великолепных зданий и дворцов 12-16 века, в которых жили самые богатые и влиятельные венецианцы. Большой канал упирается в площадь Сан-Марко замечательной панорамой лагуны. Через него перекинуто 4 моста, самый красивый и известный из которых - Риальто.


Риальто - один из символов Венеции, первый мост через Гранд-канал. Изначально он был деревянным и позволял кораблям подойти к Сан-Марко. Только в 1588 году Риальто был перестроен и облицован белым мрамором, который здесь называют истрийским камнем. Мост имеет 22 метра в ширину и 48 метров в длину. Представляет собой уникальную аркаду высотой 7,5 метров, увенчанную несколькими более малыми аркадами, которые пересекают три параллельных лестницы. Район Риальто известен своим знаменитым рынком, открытым каждый день кроме воскресенья.


Собор Санта-Мария делла Салюте - символ Дорсодуро и одна из архитектурных доминант Гранд-канала. Эта церковь была построена венецианцами в благодарность избавления от чумы в 1630 году. С этого времени 21 ноября город отмечает праздник Мадонны-делла-Салюте. Венецианцы строят плавучий мост из лодок от площади Сан-Марко к церкви. Центральная часть церкви имеет восьмиугольную форму, над которой возвышается большой полусферический купол. Вокруг него построены шесть маленьких часовен. Центральная часть соединена с южной стороной пресвитерием, увенчанным куполом поменьше и двумя колокольнями.


Мурано - знаменитый остров стеклодувов, один из самых известных островов Венецианской лагуны. Уж если и покупать муранское стекло, то только тут. Стекольные фабрики и мастера были перемещены сюда в 13 веке, чтобы обезопасить Венецию от пожара и сохранить секреты производства.

До 1171 года остров был частью района Санта-Кроче. В 1275 году муранским мастерам были представлены широкие права. Они могли составлять свои законы и даже печатать монеты.


Бурано - один из остров Венецианской лагуны, известный своими разноцветными домиками, кружевом и кулинарными традициями. Первые дома на острове Бурано были построены в начале 11 века. Цветными дома стали делать для того, чтобы рыбаки в тумане могли различить свое жилище. Эта традиция стала главной "фишкой" Бурано, которая привлекает множество туристов.


Центром острова является район церкви Сан-Мартино и площадь Балдассара Галуппи. Сан-Мартино - единственная церковь острова. Известна тем, что её колокольня наклонена на несколько градусов от оси.


Популярная достопримечательность Венеции, которая и не мост вовсе, а переход, связывающий дворец дожей и тюрьму. Был построен из белого мрамора в начале 17 века.


Академический мост - самый новый из мостов через Гранд-канал. Был построен в середине 19 века во время владения Венецией Габсбургами. Перестроен в 1933 году.

Другие достопримечательности и памятники Венеции


Ca" Rezzonico

Ca" Rezzonico - один из немногих дворцов Гранд-канала, открытый для посещения. Здесь расположен музей 18 века с картинами и фресками взятыми из других дворцов. Здание было построено в 1667 году и в 1702 году выкуплено торговцем из Генуи - Реццонико. Бальный зал Джорджио Массари - самая известная комната дворца. Она была восстановлена, украшена красивыми люстрами, скульптурами и фресками На втором этаже есть комната живописи Пьетро Лонги (которая изображает повседневную жизнь венецианцев).


Кампо-Санта-Маргерита - площадь в историческом районе Дорсодуро. Здесь можно насладиться настоящей венецианской атмосферой: архитектура 14-15 века, небольшие магазины, бары, рестораны, крошечный рыбный рынок и уличный рынок. На противоположной стороне расположен знаменитый мост «Ponte dei Pugni», который связывает Campo Santa Margherita с Campo San Barnaba.


Реденторе - церковь 16 века на острове Джудекка, построенная по проекту Палладио. Фасад здания выполнен из белого мрамора.


Остров Сан-Джорджо-Маджоре - остров на противоположной стороне лагуны Гранд-канала напротив площади Сан-Марко. Остров долгое время принадлежал влиятельной венецианской семье Меммо. На острове расположен древний монастырь, основанный в 10 веке, церковь по проекту Палладио, колокольня конца 18 века и много ещё интересного. Кроме этого с острова открывается красивая панорама Сан-Марко.


Церковь Сан-Себастьяно - церковь 16 века в ренессансном стиле по проекту Аббонди. Интерьер украшен фресками Паоло Веронезе 16 века. Церковь можно считать почти мастерской Веронезе и считается шедевром венецианского искусства. Этот памятник культуры практически не известен туристам.


Церковь Санта-Мария-дей-Кармини - церковь в районе Дорсодуро недалеко от площади Санта-Маргерита. Церковь была основана в 13 веке и перестроена в стиле ренессанса в 1500 году. Пресвитерий и боковая часовня построены в период с 1506 по 1514 года Себастьяно Мариани. На левой стороне есть красивый готический портал и колокольня Джузеппе Сарди, увенчанная статуей Мадонны-дель-Кармин.


Церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто - является одной из старейших церковей Венеции (а возможно и самой старой). Была построена в 421 году в квартале Риальто. Церковь обычно называют Chiesa di San Giacometto (переводится как "маленький Джакомо") из-за её небольших размеров по сравнению с другими религиозными зданиями города.


Церковь Сан-Джеремии - расположена в районе Каннареджо, всего в нескольких минутах ходьбы от вокзала Санта-Лючия. Фасад церкви выходит на Большой канал. Здесь покоится святая Лючия из Сиракуз.

Церковь Сан-Симеоне-Пикколо - расположена в квартале Санта-Кроче на набережной Гранд-канала. Церковь была построена в 1738 году Джованни Антонио Скальфаротто в стиле неоклассицизма. Архитектор очевидно был вдохновлен римским Пантеоном. Является единственной церковью Венеции, где службы до сих пор проводятся на латыни. Купол имеет форму овальной чаши. Он покрыт свинцовыми пластинами и визуально увеличивает высоту здания. Интересно, что в церкви есть подпольный склеп, который полностью не исследован.


Фондако-деи-Тедески - дворец на Гранд-канале рядом с мостом Риальто. Был построен в первой половине 13 века. Сейчас здесь располагается музей естественной истории.


Церковь Сан-Зан-Дегола - находится в одном из самых тихих уголков города, далеко от популярных маршрутов и толп туристов между Сан-Джакомо-Далл-Орио и Фондако-деи-Турчи в квартале Сестере-ди-Санта-Кроче. Здесь кажется, что время застыло на границе с прошлым: практически нет магазинов, людей с фотоаппаратами и смартфонами. Церковь является очень старой. Упоминания о ней датируются 11 веком. Сейчас принадлежит русской православной общине.


Церковь Толентини - находится в квартале Санта-Кроче-Сестиере, напротив одноименной площади. Церковь была построена в начале 17 века. Здесь похоронен дож Франческо Моросини.


Пезаро - один из самых красивых барочных дворцов Венеции. Дворец был построен в 1710 году. Величественная красота барочного фасада, украшенного различными статуями, превосходит красоту внутренних интерьеров. К сожалению, большая часть украшений была разрушена или повреждена. Осталось только несколько фресок.


Фрари - францисканская церковь 15 века. Колокольня церкви является второй по высоте после Сан-Марко. Интерьер обширен и богат произведениями искусства Тициана.


Кампо Сан-Поло - квадратная площадь в квартале Сестире-ди-Сан-Поло, вторая по величине в Венеции после Сан-Марко.


Дворец Камерленги - дворец необычной пятиугольной формы у моста Риальто. Был построен 16 веке. Фасад облицован мрамором.


Арсенал с начала 12 века был сердцем венецианского судостроения. Этот огромный производственный комплекс был построен для оснащения кораблей и являлся в то время одним из крупнейших производств Европы. Сейчас здесь располагается морской исторический музей.


Скуола Гранде ди Сан-Марко - историческое здание 13 века в стиле Возрождения, резиденция одной из 6 крупнейших венецианских скуол (гильдий).


Еврейское гетто находится в квартале Каннареджо и было основано в 1500 году. Район гетто имеет высокие здания и низкие потолки, потому что евреям не разрешалось селиться где-то ещё. Здесь расположены пять синагог, которые представляют разные еврейские этнические группы, которые жили в Венеции на протяжении 5 веков.

Палаццо Контарини дель Боволо - готический дворец с красивой винтовой лестницей. Был построен венецианской семьёй Контарини в 15 веке.


Ка-д’Оро

Ка-д’Оро иди дворец святой Софии - один из самых замечательных примеров венецианской готики и одно из самых элегантных исторических зданий Венеции, расположенное в районе Каннареджо на Гранд-канале. Дворец был построен в 15 веке. Сейчас здесь располагается галерея Франкетти.

Лучшие статьи по теме