Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • США
  • Какая вера у киприотов. Религии на кипре. Религия на Кипре Информацию О

Какая вера у киприотов. Религии на кипре. Религия на Кипре Информацию О

|
религия на кипре магазин, религия на кипре что
На Кипре в основном представлены следующие мировые религии:

  • Христианство
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Индуизм
  • 1 Статистика
  • 2 Христианство
    • 2.1 Православие
    • 2.2 Католицизм
    • 2.3 Протестантизм
    • 2.4 Другие христиане
  • 3 Ислам
  • 4 Иудаизм
  • 5 Индуизм
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Статистика

Христианство

Православие 78 %
Ислам 18 %
Другие 4 %

На Кипре представлены все три основные направления в христианстве:

  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм

Множество христианских храмов в турецкой части острова после оккупации находятся в запустении, превращены в музеи или мечети.

Православие

Большинство греков-киприотов являются прихожанами Кипрской православной церкви, которая имеет статус официальной государственной церкви и является автокефальной православной церковью. Кипрская православная церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей. Высший руководящий орган церкви - Святой Синод, состоящий из Предстоятеля (глава Синода), епископов Пафоса, Китиона (Ларнаки), Кирении, Лимасола, Морфу, а также викарных архиереев как постоянных членов. Епископы Кирении и Морфу пребывают временно в Никосии ввиду турецкой оккупации северной части острова.

На Русском языке выпущена серия книг посвящённых православной культуре Кипра.

Католицизм

Основная статья: Католицизм на Кипре

Католики составляют около 3 % населения Кипра.

Около 20 000 киприотов являются прихожанами Маронитской католической церкви, преимущественно - это выходцы из Ливана.

Также на острове проживает около 10 000 прихожан Римско-католической церкви.

Протестантизм

Основная статья: Протестантизм на Кипре

На Кипре есть небольшое количество протестантов, в основном представителей англиканства.

Другие христиане

Также есть небольшое число прихожан (около 3 000 человек) Армянской апостольской церкви.

Ислам

Большинство турок-киприотов являются мусульманами, принадлежа в основном к суннитской ветви. Мусульмане составляют 18 % населения Кипра.

Впервые ислам появился на Кипре после его завоевания арабами в 649. Впоследствии, несмотря на обращение части греков в ислам, большинство мусульман острова составили турецкие переселенцы, число которых сильно увеличилось в XVII веке. С 1974 большинство мусульман сосредоточено в северной части острова, где крупнейшие в прошлом католические храмы Никосии и Фамагусты переделаны в мечети со времён захвата острова Османской империей в 1571.

Иудаизм

Иудаизм на Кипре исповедуют около 1800 человек.

В 2005 в Ларнаке были открыты единственные сейчас на острове синагога и миква.

Индуизм

Индуизм на Кипре исповедуют около 2000 человек, в основном выходцев из Индии.

См. также

  • Филумен (Хасапис)

Примечания

  1. Cyprus. The World Factbook. Central Intelligence Agency. Проверено 9 февраля 2010.
  2. YIANEL Книги о православной культуре Кипра

религия на кипре магазин, религия на кипре что

Религия на Кипре Информацию О

Население

После “разделения” подавляющее большинство греков-киприотов живет на юге, а турецкие киприоты и колонисты – на севере. Общее население составляет около 850 тыс. человек, из которых 160 тысяч – турки. Также проживает 17 тысяч англичан, 4 тысячи армян. После войны 1974 года около 180 тысяч греческих киприотов бежали или были насильно переселены на юг. Около 42 тысяч турок переехали на север. И только в городе Пила округа Ларнака при назначенной ООН администрации проживают обе группы населения.

До 1974 года турки и греки жили рядом друг с другом, но всегда их совместная жизнь была сложной. Турки высадились на остров в 1570 году, не ассимилировались с коренным населением и сохранили верность исламу и анатолийские традиции. Современные турки гостеприимны и дружелюбны, но неторопливостью резко отличаются от киприотов-греков с их легким темпераментом. По религии греки – православные, турки – мусульмане-сунниты.

Киприоты греческого происхождения сохранили греческий образ жизни, язык и религию, а также уклад жизни. Здесь до сих пор важную роль в семье играют женщины. Во всех слоях общества принято, чтобы дочь-невеста владела домом. Однако в городах старые обычаи сейчас отмирают. У турецких киприотов женщине отводится второстепенная роль.

На Кипре практически нет нищих. Любому, даже обедневшему гражданину предоставляется государственная поддержка, которой вполне хватает на жизнь. Уровень жизни на Кипре может сравниться разве что с Великобританией. Достаточно сказать, что практически любой киприот может себе позволить зайти абсолютно в любой ресторан и досыта наесться там. В одном и том же ресторане, баре или кафе можно встретить как генерального менеджера отеля, так и простого повара или строителя.

Кипр – это страна с сельскохозяйственным укладом жизни. Практически все горожане родились в деревнях, а затем перебрались в города. Даже нынешние миллиардеры, такие как владелец компании «Лоуис» (закусочные расположены во многих аэропортах мира, в том числе и в Шереметьево 2), и многие другие, родились и выросли в деревне.


Религии на Кипре

На Кипре христиане составляют около 78 % кипрского населения. Большая часть греческих киприотов, и благодаря чему большая часть населения острова, являются членами Православной церкви Кипра, тогда как большинство турецких киприотов являются мусульманами. Кипр считается одной из самых религиозных стран в Европе. В дополнение к мусульманским и православным общинам существует также небольшое количество еврейских, католических, протестанских, маронитских и армянских общин на острове.

Христианство

На Кипре представлены все три основные направления в христианстве :

Множество христианских храмов в турецкой части острова после оккупации находятся в запустении, превращены в музеи или мечети.

Православие

Большинство греков-киприотов являются прихожанами Кипрской православной церкви , которая имеет статус официальной государственной церкви и является автокефальной православной церковью . Кипрская православная церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей. Высший руководящий орган церкви - Святой Синод, состоящий из Предстоятеля (глава Синода), епископов Пафоса, Китиона (Ларнаки), Кирении, Лимасола, Морфу, а также викарных архиереев как постоянных членов. Епископы Кирении и Морфу пребывают временно в Никосии ввиду турецкой оккупации северной части острова.

На Русском языке выпущена серия книг посвящённых православной культуре Кипра .

Католицизм

Католики составляют около 3 % населения Кипра.

Около 20 000 киприотов являются прихожанами Маронитской католической церкви , преимущественно - это выходцы из Ливана .

Также на острове проживает около 10 000 прихожан Римско-католической церкви .

Протестантизм

На Кипре есть небольшое количество протестантов , в основном представителей англиканства .

Другие христиане

Ислам

Большинство турок-киприотов являются мусульманами, принадлежа в основном к суннитской ветви . Мусульмане составляют 18 % населения Кипра.

Впервые ислам появился на Кипре после его завоевания арабами в . Впоследствии, несмотря на обращение части греков в ислам, большинство мусульман острова составили турецкие переселенцы, число которых сильно увеличилось в XVII веке . С большинство мусульман сосредоточено в северной части острова , где крупнейшие в прошлом католические храмы Никосии и Фамагусты переделаны в мечети со времён захвата острова Османской империей в .

Иудаизм

Индуизм

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия на Кипре"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия на Кипре

Теперь, к удивлению своему, он нашел, что во всех этих вопросах не было более сомнений и недоумений. В нем теперь явился судья, по каким то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать.
Он был так же, как прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно. Первым приложением этого нового судьи была для него просьба пленного французского полковника, пришедшего к нему, много рассказывавшего о своих подвигах и под конец заявившего почти требование о том, чтобы Пьер дал ему четыре тысячи франков для отсылки жене и детям. Пьер без малейшего труда и напряжения отказал ему, удивляясь впоследствии, как было просто и легко то, что прежде казалось неразрешимо трудным. Вместе с тем тут же, отказывая полковнику, он решил, что необходимо употребить хитрость для того, чтобы, уезжая из Орла, заставить итальянского офицера взять денег, в которых он, видимо, нуждался. Новым доказательством для Пьера его утвердившегося взгляда на практические дела было его решение вопроса о долгах жены и о возобновлении или невозобновлении московских домов и дач.
В Орел приезжал к нему его главный управляющий, и с ним Пьер сделал общий счет своих изменявшихся доходов. Пожар Москвы стоил Пьеру, по учету главно управляющего, около двух миллионов.
Главноуправляющий, в утешение этих потерь, представил Пьеру расчет о том, что, несмотря на эти потери, доходы его не только не уменьшатся, но увеличатся, если он откажется от уплаты долгов, оставшихся после графини, к чему он не может быть обязан, и если он не будет возобновлять московских домов и подмосковной, которые стоили ежегодно восемьдесят тысяч и ничего не приносили.
– Да, да, это правда, – сказал Пьер, весело улыбаясь. – Да, да, мне ничего этого не нужно. Я от разоренья стал гораздо богаче.
Но в январе приехал Савельич из Москвы, рассказал про положение Москвы, про смету, которую ему сделал архитектор для возобновления дома и подмосковной, говоря про это, как про дело решенное. В это же время Пьер получил письмо от князя Василия и других знакомых из Петербурга. В письмах говорилось о долгах жены. И Пьер решил, что столь понравившийся ему план управляющего был неверен и что ему надо ехать в Петербург покончить дела жены и строиться в Москве. Зачем было это надо, он не знал; но он знал несомненно, что это надо. Доходы его вследствие этого решения уменьшались на три четверти. Но это было надо; он это чувствовал.
Вилларский ехал в Москву, и они условились ехать вместе.
Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство это еще более усилилось. Он все время путешествия испытывал радость школьника на вакации. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне – все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа. Он не противоречил Вилларскому и, как будто соглашаясь с ним (так как притворное согласие было кратчайшее средство обойти рассуждения, из которых ничего не могло выйти), радостно улыбался, слушая его. от библейских времен до наших дней

Кипрская православная церковь

— одна из древнейших автокефальных поместных церквей, основана в 47 году Апостолом Варнавой. Только на южной части Кипра более 500 храмов и 40 монастырей. Старейшие из них хранят упоминания о событиях периода раннего христианства и византийском периоде, древнейшие христианские реликвии и иконы первых иконописцев.

Глава 1. Основание Кипрской православной церкви. Святые апостолы на Кипре. Распространение христианства. Прибытие на Кипр Реликвий Страстей Господних и строительство монастырей.

Из «Деяний Святых Апостолов» нам известно, что христианство пришло на Кипр ещё во времена апостольские: принесли на остров Слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. После побиения камнями Первомученика архидиакона Стефана и последующих гонений, иерусалимские христиане рассеялись по миру. Около 45 года апостолы Павел и Варнава, «родом киприянин» (Деян. IV, 36) прибыли на остров и прошли путь от (родного города Варнавы) до . После встречи с апостолами, римский проконсул Сергий Павел принял христианство, став первым высокопоставленным представителем Римской империи – христианином (Деян. XIII, 4 – 12). За время своего пребывания на острове, апостолы заложили основы Кипрской православной церкви и рукоположили первых епископов. Одним из первых епископов – епископом Китийским — стал встреченный ими во время странствий Лазарь, переселившегося на остров после своего воскрешения.

В 50 году Варнава вернулся на Кипр со своим племянником евангелистом Марком (Деян. XV, 39), они обосновались в Саламине. Саламин стал центром распространения православной церкви на Кипре, а Варнава – архиепископом. Количество христиан на острове возрастало, Варнава организовал жизнь христианской общины в любви и взаимопомощи. Во время гонений Нерона, в 57 году, Варнава был схвачен во время проповеди, и избит камнями за стенами города. Марк нашел тело Варнавы и похоронил его с западной стороны города, положив ему на грудь рукописное Евангелие от Матфея.

Во времена гонений на христиан приняли мученическую смерть многие кипрские епископы, пресвитеры и миряне. До нас дошли имена некоторых из них: Аристоклий, Афанасий, Димитриан, Диомид, Ириклидис, Лукий, Немесий, Конон, Потамий. Первые христиане вынуждены были скрываться от гонений в пещерах, катакомбах. До наших дней сохранились свидетельства этой эпохи:

    катакомбы Святой Соломонии в Пафосе. В IV веке до н.э. эти катакомбы вырезались в известняковых породах для простых захоронений, а во время гонений (с середины I по начало IV веков) здесь находили убежище первые христиане. Во II веке тут нашла приют Соломония со своими 7 сыновьями, бежавшая из Палестины, но была схвачена вместе с детьми и приняла мученическую смерть. Святая Великомученица Соломония похоронена в одном из гротов, есть в катакомбах источник со святой водой, которой пользовались ещё первые христиане, сохранилась также древняя церковь времен крестоносцев, в которой можно увидеть несколько икон Святой Соломонии.

    темница Святой Екатерины в Саламине. Екатерина родилась в 287 году в семье правителя Саламина Константина. Выросла она в Александрии, куда её отец был отправлен наместником, и после смерти отца, в возрасте 18 лет, вернулась в Саламин, где правил её дядя. Некий отшельник обратил её в христианство, и Екатерина решила посвятить свою жизнь служению Иисусу Христу. Во время гонений на христиан, опасаясь гнева императора, дядя заточил Святую Екатерину в темницу близ Саламина, а затем сослал в Александрию, где она и приняла мученическую смерть на колесе. Над бывшей темницей Святой Екатерины установлена часовня.

    Хрисокава возле Киринеи. Апостолы Павел и Варнава, во время своих странствий по Кипру посетили и Кирению, где нашли много последователей. Несмотря на то, что христианство стало официальной религией империи в 313 году, Кирения находилась под властью Фавния Лиция до 324 года, и гонения продолжались весь этот период. Первые христиане скрывались в катакомбах Хрисокава, в то же время было учреждено епископство.

Огромный вклад внесла в распространение христианства, как мировой религии, так и на Кипре Равноапостольная Елена, мать императора Константина Аврелия Флавия (Константина Великого). В возрасте около 80 лет она предприняла паломничество в Палестину для поиска места распятия Христа. В результате экспедиции были обнаружены место погребения Христа – Гроб Господен, Голгофа, Животворящий Крест и кресты двух распятых разбойников, и другие реликвии Страстей Господних. В 327 году, возвращаясь из Палестины в Константинополь, застигнутая штормом у берегов Кипра, Елена высадилась на остров. В знак благодарности Господу за спасение, ею был основано несколько монастырей и церквей: , охраняемый и по сегодняшний день частицей Животворящего Креста; (в настоящее время церковь Омодос), хранящий часть верёвки, который Иисус был привязан к Кресту; (позднее – церковь Святых Константина и Елены), с частицей Животворящего Креста. По разным свидетельствам, с именем Святой Елены также связывают основание монастыря Святой Троицы (позднее – монастыря Святой Елены) на южном склоне Пентадактилос, и монастыря Святого Николая.

С этого времени на Кипре началось развитие монашества как общежительного, так и отшельнического. Расширялись старые монастыри и основывались новые: Святого Николая, Святого .

Несмотря на изолированность острова, Кипрская православная церковь активно участвовала в жизни Христианской церкви, Вселенские Соборы, начиная с первого в 325 году, проходили при участии нескольких епископов с Кипра.

Глава 2. Византийский период (395-1191). Участие во Вселенских Соборах. Автокефалия Кипрской церкви. Эпоха иконоборчества. Арабские набеги.

После окончательного раздела Римской империи в 395 году, Кипр вошёл в Восточную Римскую Империю (Византийскую) с центром в Антиохии. Христианство было признано официальной религией государства, церковь получила новые возможности для развития. Кипрская церковь с самого начала была в гуще событий православного мира: участвовала во Вселенских и поместных соборах, в борьбе с еретическими учениями, вела просветительскую работу – сочинения кипрских богословов получили широкую известность в христианском мире. Антиохийская кафедра изначально настаивала на включении Кипрской православной церкви в свой состав на правах обычной епархии. Но Кипрская община оставалась независимой, ссылаясь на древнее апостольское происхождение.

Один из ранних отцов церкви, пользовавшийся величайшим авторитетом у правителей острова и у руководителей церкви, и любовью и уважением у последователей – архиепископ Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский, греч. ?????????? ?????? ок. 315-403). В результате деятельности архиепископа Епифания сложились благоприятные условия для получения кипрской церковью автокефалии. Архиепископ способствовал пробуждению монашества на острове и собирал немалые средства на строительство и развитие монастырей, куда съехалось немало монахов из разных стран. Епифаний был ярым противником еретических учений, его участие во многих великих спорах вынуждало его совершать путешествия в разные страны и провинции. Кроме того, Епифаний является автором множества произведений, бесценных для изучения история древней церкви и богословия. В Саламине Епифаний построил большой кафедральный собор, ставший церковным центром острова, и получивший имя Епифания после его кончины – развалины этого собора сохранились до наших дней.

В 431 году на III Вселенском соборе был формально решён вопрос об автокефалии Кипрской православной церкви: «если доказано, что кипряне пользовались независимостью, то пусть пользуются ею и на будущее время». Так же и предстоятель антиохийской церкви Иоанн не упоминает Кипр в числе епархий своей Церкви в письме святителю Проклу.

Пользуясь размытой формулировкой решения об автокефалии Кипрской церкви, попытку её присоединения к Антиохийской кафедре предпринял Патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. В 478 году Архиепископ Кипрский Анфемий обратился к Византийскому императору Флавию Зенону с просьбой об окончательном решении вопроса автокефалии. Незадолго до этого, Анфемию во сне трижды являлся Святой апостол Варнава, он посоветовал архиепископу искать решения вопроса в Константинополе, а также указал место своего захоронения. На следующий день Анфемий нашел захоронение в пещере неподалеку от Констанции () и обрёл мощи апостола Варнавы, на груди его он обнаружил рукописное Евангелие от Матфея. Архиепископ Анфемий отправился в Константинополь с рассказом о чудесном обретении мощей, и передал в дар императору найденное Евангелие и часть мощей святого апостола. Обретение мощей святого апостола Варнавы и Евангелия от Матфея послужило веским доказательством независимости Кипрской церкви, как основанной самим апостолом. По указанию императора в Константинополе был созван Синод, подтвердивший автокефалию Кипрской церкви. Кроме того, император даровал архиепископам Кипра три важнейшие привилегии главы автокефальной церкви: подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр вместо архиерейского посоха.

На месте обретения мощей апостола Варнавы, около 488 года Архиепископом Кипрским Анфемием, на собственные средства и деньги императора Зенона, был построен храм и основан монастырь апостола Варнавы.

Важную роль сыграла Кипрская православная церковь в защите иконопочитания во время противостоянии иконоборцев и иконопочитателей (730-843). Иконоборцы (правящая светская элита), ссылаясь на Ветхий Завет, считали иконы идолами, а почитание икон – идолопоклонством, и призывали к уничтожению всех изображений Иисуса Христа и святых. В результате были уничтожены тысячи икон, фресок, расписных алтарей, изваяний святых, мозаик во многих храмах. Иконопочитатели (представители церкви и простые миряне) подвергались гонениям – так Епископ Констанцский Георгий был осужден на Иконоборческом соборе за защиту почитания икон.

Из Константинополя, Сирии и Египта – центров иконоборчества, контрабандой везли святые реликвии на Кипр для их сохранения. В монастырях Кипра вели списки, для сохранения информации о том, какие и откуда иконы привезены и где схоронены. Много икон сберегли в скрытых пещерных храмах, но часто тайники так и оставались неизвестными – иконопочитатели, доставившие иконы, оставались жить отшельниками рядом со своими святынями, для их охраны, до конца своих дней. В X-XII веках, в период освоения земель, в Троодосе было обнаружено множество схронов с иконами, во многих кипрских монастырях рассказывают легенды о чудесном обретении чудотворных икон: икона Богоматери Махерас, приписываемая кисти святого Луки (по настоящее время находится в ); икона Богородицы Тродитисса (в монастыре Тродитисса), Айа-Напская Богородица (в ). Возможно, где-то в пещерах Троодоса и по сей день остаются утерянные 13 веков назад святыни.

Византийский период омрачили многовековые византийско-арабские войны, начались опустошительные набеги на остров. Жители Кипра уничтожались во время набегов или обкладывались неподъёмными поборами, многие монастыри и храмы были разграблены и разрушены, больше всего во время набегов страдали города Констанция, Курион и Пафос. В 649 году был самый жестокий набег: халиф Муавия отправил на Констанцию (Саламин) 1700 кораблей. Город был захвачен, разграблен и обращен в руины, а большинство жителей убиты.

В 688 году арабы захватили все крупные города Кипра. Несмотря на непрекращающиеся материковые войны, Император Византийский Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик смогли достичь беспрецедентного соглашения: Кипр находится одновременно под властью и Византии и арабского халифата в качестве кондоминиума. Почти 300 лет, до 965 года, Кипр служил перевалочной базой для войск двух империй, терпя регулярные стычки между арабами и византийцами. В 691 году Архиепископ Кипрский Иоанн обратился к Юстиниану II с просьбой о спасении своей паствы. По приказу Юстиниана II, Кипрская православная кафедра с частью выжившего населения Констанции было перевезено в Артаку (современный Эрдек, Турция), где для переселенцев отстроили замок и верфи. Новый город, представлявший скорее военно-морскую базу, получил название Новой Юстинианы. С того момента и по сей день архиепископы Кипра стали именоваться Архиепископами Новой Юстинианы и всего Кипра (титул утвержден 39 правилом Пятого Собора в 691 году).

В 965 году Византия окончательно отвоевала остров. Освобождение острова от арабских набегов и оброков способствовало расцвету кипрского монашества. Часть населения, опасаясь набегов, переселилось вглубь острова. Происходит освоение земель, строительство новых деревень и основание новых монастырей: Божией Матери , Святого Неофитуса, Арака, Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы. Для укрепления острова, в X-XII веках отстраиваются дозорные монастыри и крепости , Святого Иллариона, Буфавенто.

В 1183-84 годах, воспользовавшись беспорядками в Византии, власть на Кипре узурпировал Исаак Комнин Кипрский, в 1184 году приняв титул деспота. По сообщениям Никиты Хониата правление Исаака было жёстким и деспотичным. Новый император Византии Исаак II Ангел безуспешно пытался вернуть остров Византии. Исаак Комнин заручился поддержкой короля Сицилии Вильгельма II, имевшего соглашение с султаном Египта, по которому Кипр должен был закрыть гавани для крестоносцев. Власть узурпатора закончилась в 1191 году во время III Крестового похода Ричарда Львиное Сердце.

Глава 3. Латинское Господство (1191-1571).Кипрское королевство Лузиньянов. Венецианское господство. Римско-католическая церковь на Кипре.

В мае 1191 года, во время III Крестового похода, Кипр был завоеван английским королём Ричардом I Львиное Сердце. 12 мая он женился на своей невесте Беренгарии в церкви Святого Георгия в Лемессосе, а уже в июне продал остров Ордену Тамплиерови уехал в Иерусалим. Через год остров перешёл бывшему королю Иерусалима Ги Лузиньяну, основавшему Кипрское королевство. Экономический и политический расцвет королевства пришёлся на вторую половину XIV века, но поражение в кипро-генуэзской войне 1373-1374 годов привело к экономическому упадку и закату государства. В 1489 году остров стал одной из Венецианских колоний.

В первой половине XV века, во время правления династии Лузиньянов, создал свою «Кипрскую хронику» Леонтий Махера.

Венецианцы использовали Кипр, как перевалочную базу для торговых и военных флотилий, построили крепости в Фамагусте, и Никосии. Остров регулярно подвергается набегам войск Османской империи. В 1570 году, несмотря на героический отпор, Фамагуста пала в битве с османскими войсками.

С образованием Кипрского королевства, и с одобрения римского папы Целестина III, на острове учреждена Кипрская архиепархия латинского обряда с центром в Левкосии (Никосии) и три подчинённые ей епархии в Лимасоле, Пафосе и Фамагусте. В Никосии строится грандиозный готический Собор Святой Софии (1209-1325 года).

Попытки Архиепископа Никосии распространить католицизм и полностью подчинить Кипр своему влиянию встречали упорное сопротивление традиционной Кипрской православной церкви, что неоднократно приводило к межконфессиональным конфликтам. Православная церковь подвергалась давлению и гонениям: большинство имущества было конфисковано в пользу католической церкви, православные архиереи обложены налогом; должность Архиепископа православной церкви упразднена, а количество епархий уменьшено с 14 до 4. За неподчинение католической церкви, православные архиепископы Исайя и Неофит были изгнаны с острова. В 1231 году тринадцать монахов Кантарского монастыря осудили нововведения католической церкви на Кипре, за что были заточены в темницу, а позже сожжены на костре.

Господство католической церкви на Кипре завершилось после завоевания острова Османской империей в 1571 году. Католическое духовенство было уничтожено турками или бежало с острова. Католические храмы и монастыри были разграблены и перестроены в мечети (собор Святой Софии в Никосии, собор Святого Николая в Фамагусте, собор Святого Георгия в Лимассоле), либо переданы Православной церкви (аббатство Белла Паис в горах Кирении).

Глава 4. Османское владычество (1571-1878).Архиепископ – духовный лидер и народный предводитель. Борьба за независимость.

Турки совершали набеги в течение всего венецианского господства. Султан Селим II объявил, что считает Кипр неотъемлемой частью Османской империи, и потребовал передать остров ему во владение, угрожая в случае отказа отобрать его силой. 1 июля 1570 года войска Османской империи разгромили Лимассол, 9 сентября, после 45-дневной осады, была захвачена Никосия, 17 сентября началась осада последней венецианской крепости – Фамагусты, 1 сентября 1951 года Фамагуста капитулировала. В 1573 году был подписан мирный договор, в котором Венеция отказывалась от своих прав на Кипр.

На Кипре поселились турки – солдатам щедро раздавали земельные наделы. Немусульманское население было обложено налогом, так мусульманские правители поощряли жителей захваченных территорий на переход в ислам, однако массового перехода не случилось.

Османское правление всячески способствовало усилению Кипрской православной церкви, во избежание усиления влияния западноевропейской католической церкви: было отменено крепостное право, распространённое при византийских императорах; немусульманское население острова получило право на самоуправление; православной церкви были возвращены все привилегии, а также имущество и земли, конфискованные католиками. Архиепископ Кипрской православной церкви стал не только религиозным лидером, но и народным предводителем, отстаивая его интересы перед лицом османских правителей. На архиепископов была возложена ответственность за порядок на острове и даже за своевременный сбор налогов.

Высокие налоги и безнаказанность местных властей вызвали ряд восстаний, все они были подавлены. В период с 1572 по 1668 года таких восстаний было 28. Борьба Греции за независимость от Османской империи в 1821 году, и её обретение в 1829 годуспровоцировали восстание на Кипре. Наместник острова Мехмет Кючук жёстко ответил на вооруженные мятежи: он обязал 486 знатных киприотов явиться в Никосию и, закрыв ворота города, обезглавил или повесил 470 из них. Среди казнённых были епископ Пафский Хрисанф, епископ Китионский Мелетий и епископ Киренийский Лаврентий. Архиепископ Кипрский Киприан, поддержавший восстание, был публично повешен на дереве напротив дворца Лузиньянов. Останки архиепископа Киприана и епископов Хрисанфа, Мелетия и Лаврентия захоронены у храма Фанеромени в Никосии. Многие православные монастыри и храмы были отобраны и обращены в мечети и хозяйственные помещения. Восстановление Кипрской православной церкви произошло в том же 1821 году: Антиохийский патриарх Серафим отправил на Кипр епископов, рукоположивших Кипрского Архиепископа и трёх епископов.

Греция получила независимость в 1828 году, Кипр остался в составе империи.

Турция передала Кипр Британской империи в рамках союзнического договора, Кипр же просто сменил Османскую оккупацию на Британскую.

Глава 5. Британское колониальное господство (1878-1960).Борьба за независимость. Конфликты между греческой и турецкой общинами.

В 1878 году Британская империя заключила с Турцией Тайную Кипрскую Конвенцию: Турция передаёт Кипр Британии, взамен получает военную помощь, в случае если Россия, удерживая захваченные Батум, Ардаган и Карс, продолжит завоевание земель Малой Азии. Конвенция была аннулирована Великобританией 5 октября 1914 года после вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии. Окончательно остров был аннексирован в 1914 году в ходе первой мировой войны, власть на острове перешла британскому губернатору.

Новость об окончании османского владычества были с радостью встречены народом и духовенством, однако надежда быстро угасла. После объявления Великобританией колонизации Кипра в 1925 году, на острове началось освободительное движение, в которое включилась и церковь.

Уже в 1931 году на Кипре вспыхивают беспорядки, с требованиями независимости от Англии и воссоединения с Грецией, для их подавления Великобритания нанимает «резервную» полицию из турок-киприотов. Всю историю колонизации Кипра и даже позже Великобритания стравливала между собой греческую и турецкую общины.

Во Второй мировой войне греки-киприоты сражаются на стороне Великобритании, в конце войны Кипр рассчитывает на признание его независимости. Нарастает движение за независимость, на референдуме 1950 года большинство голосует за воссоединение с Грецией, но Британия не признает результатов референдума. С 1955 по 59 года национальная организация ЭОКА (союз борцов за освобождение нации), при поддержке церкви, ведет вооруженные выступления, Англия увеличивает своё военное присутствие и прибегает к репрессиям, турецкая община выступает против греков-киприотов и формирует свою боевую организацию. В 1960 году объявлена независимость Кипра, однако объединения с Грецией не происходит.

Великобритания сохранила за собой два эксклава на территории: военные базы Декелия и Акротири.

Глава 6. Нарастание межобщинной напряжённости (1960-1974). Разделение Кипра 1974. Современное устройство.

В 1960 году объявлена независимость Кипра. Президентом республики Кипр провозглашён архиепископ Макарий (1959-1977).

Нарастает межобщинная напряжённость, в ответ на идею объединения с Грецией, турки-киприоты выдвигают идею о разделе острова. С обеих сторон образуются вооружённые формирования, поддерживаемые и подконтрольные Грецией и Турцией. Происходят столкновения и притеснения с обеих сторон. Уже в 1964 году для урегулирования конфликта на остров прибыли миротворческие силы ООН, до сих пор остающиеся на острове.

В 1974 году США посредством Греции организовали государственный переворот на Кипре, президент архиепископ Макарий III был смещен со своей должности. Турецкая армия под предлогом восстановления республики вторглась на территорию острова и оккупировала северную часть. С оккупированной территории начался массовый отток населения, оставшееся население подверглось гонениям. На оккупированной северной части острова осталось 514 православных храмов, часовен и монастырей, которые обращены в мечети или находятся в запустении.

На сегодняшний день Главой автокефальной Кипрской православной церкви является Архиепископ Новой скопы Юстинианы и всего Кипра Хризостом II. Высший орган власти – Святой Синод Церкви Кипра, состоящий из архиепископа и епископов Пафского, Китийского, Киренийского, Лимасольского, морфского и викарных архиереев как постоянных членов. Епископы Кирнийский и Морфский пребывают в Никосии ввиду турецкой оккупации северного Кипра.

Административно церковь делится на пять епархий со статусом митрополий: Пафос, Китион, Кирения, Лимассол и Морфу. В подчинении Кипрской православной церкви находится более 500 храмов и 40 монастырей.

Кипрская Православная церковь активно участвует в общественной жизни острова и содействует развитию туризма на острове.

Подавляющее большинство населения Кипра исповедует христианские вероучения, остальная часть - ислам. На острове в ходе исторического развития получили распространение различные направления христианства, которое представлено здесь в первую очередь православной церковью, а также армянской апостольской, католической и маронитской церквями.

Церковь возглавляется архиепископом и разделяется на три епископства и область, непосредственно подчиненную архиепископу. Помимо многочисленных храмов, имеющихся почти в каждой деревне, церковь обладает на Кипре 11 монастырями, которым принадлежат значительные и наиболее плодородные земли острова, имеющие круглогодичное искусственное орошение, и другая крупная собственность. Кипрская православная церковь играет важную роль в политической и экономической областях Кипра.

Конституция 1960 года (Статья 19) постановляет, что каждый человек имеет право свободы слова, совести и религии. Все религии являются равными перед законом и ни один законодательный, исполнительный или административный акт Республики не может дискриминировать какой-либо религиозный институт или религиозную организацию. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, он может изучать свою религию индивидуально или коллективно. Единственные действующие ограничения такой свободы определены в конституции Республики и контролируют безопасность Республики и её граждан. Все эти постановления указывают на то, что на острове нет религии, признанной официальной. Они также гарантируют защиту прав трех религиозных групп, которые составляют меньшую часть населения (католики, армяне и марониты).

На Кипре чрезвычайно высокий уровень свободы вероисповедания. В то время как большинство греков-киприотов христиане Греческой Православной церкви, на острове есть и другие конфессии, включая Армянских, Маронитских и Римских католиков. Сообщество турков-киприотов преимущественно мусульманское.

Большинство населения Республики Кипр исповедует христианство православного толка. В настоящее время Кипрская православная церковь является, согласно 8-му правилу III Вселенского собора 431 г.. автокефальной (т.е. административно самостоятельной) и среди прочих православных церквей занимает 10-е место.

Одной из причин сильного влияния Кипрской церкви на общество может быть следующий исторический факт: в IX в. Кипр являлся единственной страной, избежавшей участия в борьбе иконоборцев. Именно здесь нашли пристанище все преследовавшиеся византийские верующие; в тот период были построены многочисленные церкви.

Источником богатства церкви на Кипре, как и в других странах, является имущество, полученное по завещанию и в качестве даров от богатых людей. К тому же начиная со времен Оттоманской империи собранные налоги могли непосредственно передаваться церкви. На сегодняшний день церковь владеет немалыми богатствами, в том числе промышленными и торговыми; ей принадлежат также некоторые объекты, имеющие туристическое значение.

Кипрская церковь обладает значительной властью. После достижения независимости главой кипрского государства стал архиепископ Макариос III - видный деятель церкви, уже давно занимавший одно из первых мест на политической сцене. И по сей день Кипр является одной из немногих стран, в которой церковь может высказывать свое мнение относительно законов, и правительство прислушивается к ней.

После православной, католическая церковь является одной из самых крупных христианских конфессий Кипра. Она существует с 1099 г. во главе ее стоит генеральный викарий, подчиненный латинскому Патриарху Иерусалима, Палестины и Кипра. Кипрская католическая церковь объединяет верующих четырех обрядов - латинского, армяно-католиков. маронитов и Греко-католиков.

Мусульмане появились на Кипре в VII в.; а носителями официальной религии стали здесь с 1571 г.. с момента захвата Кипра турками. В настоящее время ислам исповедует около 19% населения острова. Турок-мусульман возглавляет муфтий Кипра.

Почти все турки, жившие на Кипре, были последователями Ислама, но, в отличие от наиболее многочисленных мусульманских общин, "TRNC" (Республика Северного Кипра) - светское государство. Это определено в первой статье конституции, принятой в 1985 году.

Официально не определена государственная религия, поэтому турки, живущие на Кипре, свободны, выбирать вероисповедание. Религиозные лидеры не были достаточно влиятельны в политике, поэтому изучение религии не было обязательным в школах. Греки, жившие в "TRNC", также могли свободно вероисповедовать свою Ортодоксальную веру. У крошечного направления Маронита, была своя христианская Церковь Маронита. Кроме того, были англиканские и римско-католические церкви.

Положение Ислама и Исламских учреждений в турецком обществе Кипра существенно отличалось, от положения греческой Ортодоксальной церкви среди греков Кипра. На тот момент, отсутствовала влиятельная фигура от Ислама с реальной политической властью. Ислам не играл фактически никакой роли в турецком национализме.

Значимой фигурой данного направления был Atatark (Ататaрк). Этот человек был известен своим атеизмом. Во многом отношении он был полной противоположностью архиепископу Макарайосу III, религиозному и политическому лидеру. Atatьrk (Ататык) определил государство, как светское. Этой доктрины придерживаются до сих пор. Хотя Atatьrk (Ататык) не имел никакой юрисдикции в Кипре, турки приняли большинство его программ добровольно и, практически, без поправок.

Турки Кипра были одними из первых, принявших запрет Atatьrk (Ататыка) использования арабского языка при религиозных обрядах и чтения Корана в турецком переводе.

Начиная со смерти Atatьrk (Ататыка), турки Кипра, как правило, следуют религиозным обычаям Турции. Несмотря на это, Турция и "TRNC"оставались относительно светскими государствами. Турки Кипра, как и большинство турецких подданных, являются последователями ислама Суннита. Были группы и организации в "TRNC", выступающие против традиционного турецкого киприотского атеизма и религиозной терпимости.

Учитывая светские традиции турков Кипра, эти и другие, аналогично мыслящие группировки своей задачей ставили достижения их религиозных целей.

Этот факт и доступ Исламских групп к финансовым ресурсам производства нефти, будет способствовать тому, что их присутствие продолжит чувствоваться в "TRNC".

Лучшие статьи по теме