Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Россия
  • Почему Берингов пролив так называется? Пролив… Что такое? Объясняем Названия проливов

Почему Берингов пролив так называется? Пролив… Что такое? Объясняем Названия проливов

ПРОЛИВ, пролива, муж. Узкое водное пространство, соединяющее два моря, море с океаном и т.п. или находящееся между островами, островом и материком и т.п. Керченский пролив. Гибралтарский пролив. Татарский пролив. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

Канал; босфор, ворота, большой бельт, скагеррак, симоносеки, каттегат, па де кале, хайнань, дарданеллы, шар, салма, горло, ламанш, карские ворота, маточкин шар, цугару, эресунн Словарь русских синонимов. пролив сущ., кол во синонимов: 24 баб… … Словарь синонимов

ПРОЛИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 км (Мозамбикский), наибольшая ширина 1120 км (Дрейка) … Современная энциклопедия

Относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Предельные величины проливов: длина ок. 1760 км (Мозамбикский), ширина 1120 км (Дрейка) … Большой Энциклопедический словарь

ПРОЛИВ, а, муж. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. | прил. проливный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Относительно узкое естественное водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее два смежных водных бассейна или их части. Как правило, характеризуются индивидуальным гидрологическим режимом. Имеют важное военное значение,… … Морской словарь

ПРОЛИВ - узкий водный проход, связывающий две крупные акватории. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

пролив - Узкий канал, соединяющий две крупные массы воды. Тематики океанология EN strait … Справочник технического переводчика

пролив - Относительно узкое водное пространство (или более широкое), разделяющее участки суши и соединяющее смежные водоемы или их части. → Рис. 312 … Словарь по географии

Пролив - ПРОЛИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 км (Мозамбикский), наибольшая ширина 1120 км (Дрейка). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания Северо-Восточнаго морскаго прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах
  • Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив , . Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания Северо-Восточнаго морскаго прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением его сиятельства, господина…

Мне нравилось восхищаться солнечными закатами на палубе нашего зафрахтованного судна. Нередко весёлые группы дельфинов сопровождали нас, ничуть не боясь плыть перед носовой частью корабля. Обычно, немного устав, они отдалялись и превращались в маленькие блестящие точки. Как-то я спросил у старпома: «На каком расстоянии эти хихикающие хулиганы?» «Намётанный» глазомер морского волка насчитывал 4 километра, теперь я представляю, насколько близко расстояние от российского острова Ратманова до американского острова Крузенштерн . Ведь острова окружены проливом, соединяющим Азию и Америку.

Берингов пролив между Азией и Америкой - географическая победа Российской империи

Петр І, великий математик Лейбниц и Парижская Академия интересовались вопросом слияния азиатского и американского континентов. По велению государя в 1724 года стала формироваться экспедиция на Камчатку под руководством капитана Беринга. Пожелания царя были выполнены, несмотря на его скоропостижную смерть в 1725 году. В государственном проекте участвовало 100 человек, в том числе:

  • корабельные мастера;
  • морские офицеры;
  • географы;
  • гребцы;
  • повара;
  • вспомогательный персонал.

Долгое сухопутное путешествие до Охотска был не прост и проходил через города:

  • (дошли через 43 дня);
  • Илимск (находились с декабря 1725 по март 1726);
  • (прибытие в июне 1727).

В июле 1727 пришли в Охотск . К концу лета команда оперативно построила галиот «Фортуна», который пошёл на восток в сопровождении небольшого бота. Через неделю были видны камчатские берега. В Нижнекамчатске был построен парусный бот «Святой Гавриил», который только в июле 1728 года взял северо-восточный курс. Экспедиция пересекла пролив между Азией и Америкой в августе 1728 года, о чем подробно изложила в своих отчетах об экспедиции. Пролив назвали Беринговым .

А ведь мог не Беринговым называться пролив между Азией и Америкой

В эпоху, когда Петр І ещё не «прорубил» окно в Европу, казачий атаман Дежнев собирал ясак с якутского князя, торговал пушниной и был не прочь отправиться в рискованную экспедицию к берегам, богатым соболями, рыбными угодьями да моржами. Колымское зимовье в 1648 стало стартовой точкой для отправки семи кочей. Во время похода безжалостные бури разбили два судна о ледовую твердь, несколько кочей поглотились течением. Остальные корабли обогнули самую крайнюю точку Азии, следовательно, пролив между Азией и Америкой, де-факто, был впервые увиден русскими первопроходцами в сентябре 1648-го. Сам первооткрыватель об этом не мог знать, а запись о путешествии была найдена в летописях Тобольска лишь через 80 лет, но в память о смелом атамане, пройденный казаком мыс назван мысом Дежнёва.

Берингов пролив расположен между Евразией и Северной Америкой, составляя 86 км вширь между крайними точками этих континентов (мысом Дежнёва и мысом Принца Уэльского соответственно).

Пролив граничит на севере с Чукотским морем, входящим в Северный Ледовитый океан; на юге – с Беринговым морем, являющимся частью Тихого океана. Средняя глубина колеблется от 30 до 50 метров.


Берингов пролив на карте мира

Географическое положение Берингова пролива и его протяжённость, которая соединяет Западное и Восточное полушария, впечатляет. Однако не менее интересно как образовался пролив и, самое главное, почему он так называется? Чтобы узнать это необходимо обратиться к истории.

Интересный факт: С конца XIX века учёными выдвигаются предложения относительно строительства моста через Берингов пролив или подземного туннеля для соединения Чукотского полуострова и Аляски.

Сухопутный мост

На месте Берингова пролива во время последнего этапа ледникового периода образовался сухопутный мост (Берингов перешеек), который простирался примерно на 1600 км с севера на юг. Это произошло из-за того, что в ледниковый период плейстоцена большое количество воды скапливалось в ледниках Арктики, что привело к падению уровня моря и появления суши на шельфе. В течение тысяч лет поднялось морское дно многих межледниковых мелководных морей, в том числе Берингова пролива, Чукотского моря на севере и Берингова моря на юге. После окончания последнего цикла ледникового периода, когда ледники начали таять, уровень моря поднялся и сухопутный мост ушёл под воду. Таким образом на месте сухопутного моста образовался пролив и путь из Азии в Америку закрылся.


Исторический регион Берингия

Травянистая степь, включая сухопутный Берингов перешеек, протянувшийся на сотни километров на евразийский и североамериканский континенты, назвали Берингия . Во время ледникового периода эта территория не оледенела, поскольку представляла собой дождевую тень и юго-западные ветры Тихого океана потеряли влагу над оледеневшем Аляскинском хребте.

Люди (палеоиндейцы) и животные мигрировали из Азии в Северную Америку через Берингов перешеек около 25 тысяч лет назад и основали поселения изначально в Берингии, а затем заселили американские континенты. Современная территория Берингии включает Берингов пролив, Чукотское море, Берингово море, Чукотский и Камчатский полуострова, а также Аляску.

Дрейфующий лёд в Беринговом проливе

Интересный факт: С октября по июль поверхность Берингова пролива покрыта дрейфующим льдом, толщина которого в среднем – 1,2-1,5 м. В некоторых районах лёд остаётся весь год. Температура воды в Беринговом проливе зимой составляет около 2-3 °C ниже нуля, а летом поверхностный слой воды достигает от 7 до 10 °C выше нуля. Зима в регионе – сезон сильных штормов.

Острова в Беринговом проливе

На территории Берингова пролива, являющегося в древности сухопутным мостом, в современной географии суша представлена островами. Острова Диомида, находящиеся в центральной части Берингова пролива, включают два скалистых острова, которые отдалены друг от друга на 4 км: Малый Диомид (о. Крузенштерна), относящийся к США, и Большой Диомид (о. Ратманова), являющийся территорией России. Между островами Диомида, которые лежат посреди пролива, простирается граница между Россией и США и, кроме того, Международная линия перемены дат.

Американский остров Фэруэй находится менее чем в 15 км к юго-востоку от островов Диомида. В южной части Берингова пролива расположен остров Святого Лаврентия.

Открытие пролива


Семён Иванович Дежнёв открыл Берингов пролив в 1648 г.

В 1648 г. экспедиция русского мореходца и исследователя Семёна Ивановича Дежнёва впервые проплыла через Берингов пролив. Семён Дежнёв обошёл восточную оконечность Азии (мыс Дежнёва), обнаружил острова Диомида, добрался до реки Анадырь. Основал Анадырский острог. Однако результаты экспедиции С. И. Дежнёва не стали достоянием общественности. Изначально она оставалась неизвестной и маршрут мореплавателя не использовался. Семён Дежнев считается первооткрывателем Берингова пролива. Пройдя его по всей длине (с севера на юг).

Исследования Витуса Беринга

Витус Ионассен Беринг

В 1725 г. датский морской офицер, пребывающий на русской военно-морской службе, картограф Витус Ионассен Беринг был назначен царем Петром I капитаном Первой Камчатской экспедиции (1725-1730 гг.). Целью которой было найти новые неисследованные земли, нанести их на карту и установить, не сходятся ли побережья Азии и Северной Америки. В 1728 г. Беринг в поиске североамериканского побережья, направляясь с Камчатского полуострова на север, пересёк пролив и обнаружил Чукотское море. Мореплаватели получили доказательства того, что евразийский и североамериканский континенты не связаны сушей.


В. И. Беринг и А. И. Чириков

Таким образом, Витус Беринг исследовал Берингов пролив и доказал, что Азия и Северная Америка отделялись морем. Во Второй Камчатской экспедиции (1733-1741 гг.) Берингу удалось достичь североамериканского побережья и открыть острова Алеутской гряды.

Интересный факт: Английский навигатор и первооткрыватель Джеймс Кук в конце XVIII века дал проливу имя Беринга, выразив восхищение точностью карт, составленных во время плаваний Витуса Беринга. Кроме Берингова пролива, имя Витуса Беринга носят названия и других природных объектов: Берингово море, ледник Беринга, остров Беринга, мыс Беринга, а также Берингов перешеек и исторический регион Берингия.


Маршруты экпедиций Витуса Беринга

Таким образом, Берингов пролив, расположенный между Чукотским полуостровом и Аляской, в 1648 г. открыл русский исследователь Семён Дежнёв. Пролив назвали именем датского картографа, офицера русского военно-морского флота Витуса Беринга, который в 1728 г. переплыл пролив, вышел в Чукотское море и доказал, что Азия и Северная Америка не имеют сухопутной связи.

Во время последнего цикла ледникового периода на территории Берингова пролива существовал сухопутный мост (Берингов перешеек), который появился из-за снижения уровня Мирового океана и скапливания воды в арктических ледниках. Эта историческая область суши, известная как «Берингия», стала первым путём заселения людьми Америки.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Проливы представляют собой водные перемычки, соединяющие соседние водоёмы и, наоборот, разделяющие отдельные участки суши. Каналы, созданные руками человека, также формально можно причислить к проливам, но там всегда цель - соединить водоёмы, подать куда-то воду, но не разделять сушу (это входит в обязанность оборонительных рвов, заполненных водой). Проливы имеют важнейшее значение для морского судоходства как сугубо мирного, так и военного. Благодаря им корабли могут значительно сокращать свои маршруты, но только если эти проливы пригодны для судоходства, а не слишком мелкие, узкие или заполненные опасными рифами.


Одним из наиболее популярных объектов для отдыха давно уже стали океанские и морские пляжи. Сюда тянутся все: и стар и млад, одинокие и семейные. По в...

1. Малый Бельт (500 м)


Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.
Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.

2. Маточкин Шар (600 м)


Этот пролив расположен между северным и южным островами Новой Земли и соединяет Карское и Баренцево моря. Это достаточно мелкий пролив (12 метров в среднем, максимальная глубина 120 м), имеющий несколько якорных стоянок, лучшая из которых расположена возле мыса Бараньего. Берега пролива высокие, кое-где обрывистые. Он имеет длину примерно 100 км. Большую часть года Маточкин Шар покрывают льды, а в остальное время навигация по нему возможна. В прошлом на его берегу располагались промысловые посёлки Столбовой и Маточкин Шар, но их уже давно не существует. Слово «шар» на финно-угорском означает «пролив», а эти острова поморы называют «маткой». А название пролив получил от реки Маточка, которая в него впадает.

3. Босфор (700 м)


Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».


В старушке Европе есть множество старинных и очень живописных городов. Мы привыкли к тому, как выглядят самые красивые маленькие города Европы: немецк...

4. Дарданеллы (1,3 км)


Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента - Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы - по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

5. Магелланов пролив (2,2 км)


Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана - Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.
Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива - Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.


Пляжный отдых в роскошном месте, где бьются лазурные волны о мягкий шелковый песок, вода кристально чистая, а от окружающего пейзажа захватывает дух -...

6. Эресунн или Зунд (3,4 км)


Пролив Зунд или Эресунн разделяет остров Зеландия, принадлежащий Дании, от Скандинавского полуострова (Швеции). Он, как и другие датские проливы связывает Северное и Балтийское моря. Его длина составляет 70 километров, ширина колеблется от 3,4 до 24 км, а глубина фарватера всего 8 метров. На берегах Зунда стоят два больших города Мальмё и Копенгаген, которые связаны между собой Эресуннским мостом, включающим также тоннель.
Этот пролив появился 8000 лет назад после отступления ледника - освободившаяся от него Скандинавская плита стала крениться, опускаясь на юге и поднимаясь на севере. Тогда вода из Северного моря размыла узкий перешеек возле современного Эресунна, затопив низменные территории и сформировав Балтийское море. В зимний период, с октября по март здесь чаще всего происходят бури, но самые сильные штормы случаются в декабре. В феврале море здесь наиболее полноводное, а самый низкий его уровень наблюдается в январе либо апреле.

7. Большой Бельт (11 км)


На востоке от пролива Большой Бельт находятся острова Зеландия и Лолланн, а на западе от него - острова Фюн и Лангеланн. Из трёх датских проливов, связывающих Балтийское море с Каттегатом, Большой Бельт является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что сделало пролив важнейшим морским маршрутом к Балтике. Большой Бельт проходим даже для океанских судов, хотя последние несколько раз сталкивались возле моста. Международным водным путём пролив Большой Бельт стал после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Но его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фюн, считается датскими территориальными водами и управляется этим государством.


Лучшие пляжи сочетают в себе не только мягкий шелковистый песок, ласкающее лазурное море, свежий воздух и чарующую природу, но и достаточно развитую и...

8. Сингапурский пролив (12 км)


Этот пролив вместе с Малаккским проливом связывает Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северной границей является южное побережье Малаккского полуострова и острова Сингапур, а южной - архипелаг Риау. Сингапурский пролив ещё в VII веке был важным морским путём, а теперь стал международным. На нём находится Сингапур, входящий в 4 самых крупных портов мира. Главный морской путь для большинства судов, держащих путь из Тихого океана в Индийский, проходит мимо многочисленных островов Юго-Восточной Азии, а Сингапурский пролив стал одним из важнейших звеньев этого пути.
Великий морской путь в историческом плане имел не меньшее значение, чем, например, Великий шёлковый путь из Китая в Европу. В наше время Сингапурский пролив имеет международный статус, что означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком высокой интенсивности судоходства ловить здесь рыбу можно только ограниченно и в прибрежных водах, несмотря на то, что местные тропические воды достаточно богаты морскими ресурсами.

9. Малаккский пролив (15 км)


Малакский пролив отделяет остров Суматра от таиландской и малайской частей Малайского полуострова. Им соединено Южно-Китайское море, относящееся к Тихому океану, с Андаманским морем, являющимся частью Индийского океана. На южной оконечности пролива расположен порт Сингапур. Глубина Малаккского пролива не слишком велика, особенно ближе к Сингапуру. Назвали его так, возможно, в честь Малаккского султаната, который когда-то правил этим регионом. Есть и другая версия - его могли назвать в честь важнейшего в XVI-XVII столетиях порта Мелака, который ныне превратился в малазийский город Малакка. Это единственный морской пролив, где наблюдается активное отложение речного ила, хотя это и не вредит имеющемуся здесь интенсивному судоходству. В последние десятилетия у восточного берега Суматры, в акватории самого Малаккского пролива были найдены большие запасы нефти, а с началом её разработки экономическое значение пролива ещё больше возросло.


Планируя отдых на море, путешественники среди прочих условий обязательно учитывают качество пляжей. Вряд ли кому-то нравится лавировать между сотнями...

10. Пролив Шокальского (19 км)


Этот пролив расположен в Северном Ледовитом океане, где разделяет Северную землю (остров Большевик) от острова Октябрьской Революции. Он соединяет Карское море и море Лаптевых. Его назвали в честь картографа и географа Юлия Шокальского. Воды, в которых находится этот пролив, относятся к компетенции Красноярского края. Обрывистые берега пролива покрыты ледниками (Мушкетова, Карпинского, Университетский, Гротов, Семёнова-Тянь-Шаньского), от которых периодически откалываются айсберги. Большую часть года пролив скован льдами.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

В процессе изучения водного мира люди сталкиваются с нюансами определения различных его элементов, порой путая один с другим. Речь идет о таких тонких понятиях, как протока или пролив. Что такое особенное их отличает от иных водных образований? Давайте разбираться.

Значение слова пролив

Начнем с определения. Изучим само слово пролив. Оно образовано приставкой и корнем. Последний созвучен со словом «лить». Если соединим, то получим протоку, связывающую два водоема.

То есть перемычку, по которой мировой океан выравнивает уровень воды в своих резервуарах. Понятно, что природа естественным образом заботится о том, чтобы получился пролив. Что такое должно происходить в природе, чтобы гармония не нарушалась, можно понять на опыте. Лучше всего проводить его на пляже. Сделайте две небольших горки с углублениями посредине. Одно наполните водой. Посмотрите, что произойдет. Вода постарается найти дорогу к «уровню океана», подмоет преграду и устремиться во второе углубление. Только следует учесть, что все это должно происходить не на суше, а в толщах воды, так как только небольшие кусочки материков или островов ограничивают «пролив». Что такое происходит там, в толщах океана, рассмотрим на примерах.

Какими они бывают

При классификации проливов используют две однозначные характеристики: что соединяют и чем ограничены. Если с первым признаком не все так просто - протока может быть образована одним водоемом, то по второму принято ориентироваться. Будем и мы отталкиваться от него.

Материк-материк. Такой пролив ограничивает земли, принадлежащие большим образованиям. Например, Он небольшой сам по себе. Соединяет Черное и Азовское моря. А краями его служат материковые земли.

Остров-остров. В этом случае пролив - это узкий водоем, который образован сравнительно небольшими участками суши. Как пример можно рассмотреть Бонифачио. По его берегам расположены острова Сардиния и Корсика. Третий вид проливов, понятно, расположен в границах материк - небольшой участок суши. Например, Мозамбикский. Его воды омывают с одной стороны Мадагаскар, с другой - Африканский континент.

Судоходство

С точки зрения использования человечество интересует, насколько глубок пролив. Что такое преимущество (да еще с естественным течением) удобно для судов, известно еще с давних времен, когда не было двигателей. Тогда мореходы старались использовать проливы для более удобного передвижения. Ныне перед капитанами стоят иные задачи. Они стараются сократить путь, используя любое преимущество морского простора. В этом смысле проливы различаются по глубине (не в каждый может зайти океанический лайнер), а также по способу образования. К их числу относят некоторые искусственные каналы. Их два: Суэцкий и Коринфский. Надо отметить, что естественные и искусственные проливы играют огромную роль в мировой экономике.

Кроме того, известно, что узкие протоки, в основном во внутренних морях, имеют и политическое значение. Тот, кто их контролирует, может влиять на обстановку в регионе.

Залив и пролив

В чем разница между этими элементами мирового океана, далеко не так понятно, как кажется с первого раза. Каждый из них расположен рядом с сушей, может связывать между собой моря и океаны. Только пролив - это пространство, ограниченное двумя участками суши, с разных сторон. В отличие от него, залив выходит на просторы мирового океана большим участком. То есть, он контактирует с сушей всего с одной стороны, часто - дугой. Остальное пространство вливается в воды того образования мирового океана, что расположено поблизости.

Рекорд

Самый длинный Мозамбикский пролив расположен в Индийском океане. Сам по себе он больше многих морей. Его размеры: длина - 1670 км, ширина - 925 км. Глубина его также впечатляет - около 3 км.

Лучшие статьи по теме