Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Россия
  • Русские в марокко численность. Как живут в марокко и стоит ли туда переезжать. Плюсы и минусы жизни в Марокко для иностранца

Русские в марокко численность. Как живут в марокко и стоит ли туда переезжать. Плюсы и минусы жизни в Марокко для иностранца

27.03.2008

Еще в конце прошлого года в Ясной Поляне был перезахоронен прах сына Льва Николаевича Толстого Михаила Львовича, долгие годы прожившего в Марокко и умершего в его столице Рабате. В первой половине прошлого века эта североафриканская страна, тогда еще бывшая французским протекторатом, стала второй родиной для многих наших соотечественников, в том числе и представителей известных аристократических родов, волею судеб оказавшихся на чужбине.

Позднее, после обретения Марокко независимости, большинство из проживавших там русских разъехались кто куда. Жизнь некогда многочисленой общины потихоньку заглохла. Со временем едва ли не единственными «материальными следами» пребывания соотечественников на Марокканской земле остались, увы, закрытые православные храмы и несколько кладбищ. Еще недавно им грозила участь многих русских некрополей, разбросанных по всему миру, пришедших в запустенье из-за того, что ухаживать за могилами стало просто некому. Однако в Марокко ничего подобного, к счастью, не произошло. В декабре 2007 года было торжественно открыто восстановленное русское кладбище Бен`М`Синк в Касабланке. «Кладбище находилось в ужасном состоянии, - рассказывает генеральный консул РФ в этом крупнейшем марокканском городе Вячеслав Новоселов. - Честно говоря, мне было стыдно за нас, россиян. И один из поводов, почему мы решили его восстанавливать - это как раз то, что мы не должны быть Иванами, не помнящими родства».

Формирование русской колонии в Марокко началось после окончания гражданской войны в России. Первая крупная партия наших соотечественников прибыла в Касабланку в январе 1922 года. То были в основном офицеры и матросы Черноморской эскадры, после эвакуации Врангеля из Крыма базировавшейся, как известно, в тунисской Бизерте.

К тому времени в Касабланке было множество выходцев из Европы. Но все они, за исключением разве что французских военных, чиновников гражданской администрации и членов их семей, жили по принципу «каждый за себя», а многие приехали в Марокко исключительно в поисках легкой наживы, и нередко своим поведением доставляли колониальной администрации не меньше неприятностей, чем непокорные туземные племена. Русские, напротив, стремились обосноваться в Марокко «всерьез и надолго». К тому же среди них было много высококлассных специалистов - как военных, так и гражданских. Французы охотно брали их на службу, предлагая престижные и высокооплачиваемые должности. Наши соотечественники, оказавшиеся в Марокко, руководили строительством дорог, морских портов, прокладкой водопроводов, топографической съемкой местности. Многие офицеры поступили на службу в Иностранный Легион.

Оказавшиеся в Марокко русские в большинстве своенм прекрасно понимали всю эфемерность надежд на скорое возвращение домой. Одновременно они стремились сохранить собственную национальную, культурную и религиозную самобытность. Сделать это без взаимной поддержки не представлялось возможным. Поэтому наши соотечественники первыми среди представителей всех европейских «диаспор» в Марокко предприняли реальные шаги к объединению. В 20-е - начале 30-х гг. прошлого века на территории этой французской колонии возникли отделения Русского Общевоинского Союза (РОВС), Общества Красного креста во главе с княгиней В.В. Урусовой. В 1935 году в Касабланке была построена Успенская церковь. Местный православный приход вскоре стал одним из главных центров русской общественной жизни: при нем были созданы касса взаимопомощи, приходской хор, преобразованный затем в т.н. «Певческий фонд», детские кружки и спортивные секции. Через некоторое время эти организации распространили свою деятельность на все французское Марокко, а хор («Певческий фонд») давал концерты даже за его пределами.

Большую роль в жизни русской общины в Марокко, помимо упомянутой княгини В.В. Урусовой, играли также бывший генерал-адьютант Николая II Д.П. Сазонов, полковник Генерального штаба А.А. Подчертков, возглавивший позже Марокканский отдел РОВС, адмирал А.И. Русин, полковники Г. де Зальца и Н.И. Лихолет, капитан 2-го полка Иностранного легиона Г. Соловьев, депутат I Государственной Думы, хирург И.П. Алексинский, прот. Г. Баранников.

Из всего этого списка (разумеется, далеко не полного) следует особо выделить адмирала Александра Ивановича Русина. Родился он в 1861 г. в Тверской губернии. В 1882 г. окончил Морской корпус, получив звание мичмана, в 1888 г. - гидрографическое отделение Николаевской морской академиии, а в 1896 году - Артиллерийский офицерский класс.

В 1899 г. А.И. Русин становится военно-морским атташе России в Японии. Участвовал в военной кампании в Китае в 1900-1901 гг. В последующие годы успешно работал по линии военно-морской разведки, сумел добыть большое количество ценной информации о японском военном потенциале. Из-за инертности русского военного командования эти материалы не нашли практического применения.

После начала русско-японской войны Русин возглавил морскую походную канцелярию главнокомандующего, а вскоре стал командующим военно-морским портом Николаевск. После войны в составе русской делегации участвовал в мирной конференции в Портсмуте. К 1913 г. А.И. Русин дослужился до начальника Главного морского штаба, в следующем году возглавил Морской генеральный штаб. В 1915 г. был назначен помощником морского министра, а в следующем году стал полным адмиралом - последним, получившим это звание от Николая II.

Будучи монархистом, Александр Иванович не принял Февральскую революцию и в июне 1917-го года вышел в отставку. В октябре того же года эмигрировал во Францию. Там он стал председателем Всезарубежного объединения морских организаций и Русской кают-компании в Париже. С началом второй мировой войны перебрался в Марокко, где стал регентом церковного хора одного из православных приходов. Скончался А.И. Русин в 1956 году, похоронен на кладбище Бен`М`Синк в Касабланке.

Адмирал Русин был одним из многих наших соотечественников, после начала войны и особенно после гитлеровской оккупации Франции перебравшихся из объятой огнем Европы в относительно спокойное Марокко. Следующая волна миграции приходится на конец 40-х гг., когда во французский протекторат на севере Африки перебрались многие русские, особенно, конечно же, антибольшевистски настроенные, из восточноевропейских стран, оказавшихся в советской сфере влияния. Были среди них и те, кто сражался против советских войск в немецкой армии. Среди них - воевавший в составе казачьей бригады Туркула В.Н. Бутков, дослужившийся до звания капитана Вермахта, а в послевоенные годы ставший главным редактором печатного органа РОВС, журнала «Часовой», бывший командир батальона Русского корпуса в Югославии, майор Вермахта М.И. Тихонравов. Оба они бежали из американского лагеря для «ди-пи» в австрийском Шляйнсхайме. Интересно отметить, что советская военная миссия, занимавшаяся в том числе и поиском бывших коллаборатнтов, весьма активно действовала в самой Франции, но так и не смогла развернуть свою работу в Марокко.

Впрочем, политические разногласия не слишком сильно сказывались на жизни русской общины. Так, В.Н. Бутков и М.И. Тихонравов работали бок о бок с патриотически настроенными, и в годы войны выступившими в поддержку СССР А.А. Подчертковым, ставшим, как уже говорилось, главой местного отделения РОВС, его помощниками Н.А. Коларовичем и С.П. Копьевым.

Расцвет русской общины в Марокко приходится на конец сороковых - начало 50-х гг. прошлого века. Однако в 1956 г. была провозглашена независимость Марокко, еще через два года королевство установило дипломатические отношения с СССР. После чего отъезд русских эмигрантов принял массовый характер. В стране остались лишь немногие, в основном те, кто никогда не занимался общественной и политической деятельностью и, следовательно, не опасавшиеся возможной насильственной репатриации в СССР. В 1962 году закрылся Марокканский отдел РОВС, чуть позже - местное отделение Красного Креста. Затем закрылся - из-за резкого сокращения числа прихожан - и православный храм в Касабланке. А инвентаризация могил на русских (или европейских) кладбищах Касабланки в последний раз проводилась еще в 60-е гг.

Всего в черте города Касабланки находятся три христианских кладбища, на которых захоронены русские эмигратны: уже названное Бен`М`Синк, Аль-Ханк и Айн-Себаа. Из них лишь первое по-прежнему остается действующим. В 2004 г. кладбища Бен`М`Синк и Аль-Ханк были обследованы сотрудниками Генерального консульства Российской Федерации в Касабланке. В результате было выявлено 75 могил русских эмигрантов. Кроме того, в часовне на территории кладбища Бен`М`Синк были обнаружены поминальные списки соотечественников, захороненных в Касабланке. К настоящему времени удалось установить фамилии 161 человека (из-за плохого состояния самих списков работа продвигается крайне медленно). Всего же по приблизительным подсчетам за 1933-2000 г. на кладбищах Касабланки погребено около 300 наших эмигрантов.

Практически одновременно с инвентаризацией начались и работы по реставрации захоронений. Около 50 человек перезахоронили на специальном участке некрополя Бен`М`Синк, которое отныне будет называться Русским кладбищем. Практически все надгробия пришлось делать заново.

Незадолго до открытия восстановленного Русского кладбища в Касабланке российские власти приняли решение выделить 700 тысяч евро на оплату аренды учатсков в Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Таким образом, самому знаменитому русскому некрополю в Зарубежье больше не грозит закрытие, а значит и уничтожение. «Мы стали собирать нашу историю по крупицам, - сказал в своем выступлении на церемонии открытия Русского некрополя в Касабланке глава российской делегации, председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. - Раньше про нас говорили, что мы страна с непредсказуемым прошлым. Мы страна с тем прошлым, которое у нас было, и мы сейчас от него не отказываемся».

Наталия Ерофеева, 34 года,

провизор, Кенитра, Марокко

«Когда я только переехала в Марокко и местные узнавали, что я иностранка, постоянно слышала слово "мскина" — бедняжка».

«Моя Планета» задает вопросы русскоговорящим жителям разных стран мира. Мы уже узнали, как живется им в , и . В этом материале Наталия из города Кировск Тульской области рассказывает о стране мандаринов — Марокко.

Я переехала в Марокко в доинтернетную эпоху, в 2005 году. Поисковики не были так развиты, не существовало столько форумов с полезной информаций, не был создан Instagram. Сейчас я бы тоже решилась на переезд, но сделала его более комфортным.

Замуж вышла рано, в 20 лет, но не потому, что считала это нормой, просто встретила «того самого мужчину». Его можно было встретить и раньше, и позже. Мы с мужем в браке уже 15 лет. Он марокканец.

Гаремов в Марокко давно уже нет. Времена Мулая Исмаила канули в лету (Второй правитель страны, правивший в XVII-XVIII веках, имевший четырех жен и 500 наложниц. Считается самым многодетным отцом в истории — более 1000 детей. — Прим. ред.) Но случаи многоженства встречаются и сейчас, хоть и редкие. Другие факты о Марокко — в нашем материале .

Мне доводилось общаться со второй женой. Они строго распределяют обязанности. Муж обеспечивает семью, одна жена воспитывает детей, а вторая ведет домашние дела. Так и живут, никто не жалуется. О некоторых причинах, почему женщины соглашаются на ранг «младшей жены» «Моя Планета» рассказала в интервью .

В первое время, когда я только переехала в Марокко и местные узнавали, что я иностранка, постоянно слышала слово «мскина» — бедняжка. На самом деле я не похожа на иностранку. Послаблений в том, что касается внешнего вида, и в других жизненных вопросах мне не делают.

Марокканка выбирает одежду из принципа «куда нужно пойти». Если на работу или на рынок, я предпочту что-то традиционное, например марокканское платье джеллаба или джинсы и тунику. Если в банк или другое административное заведение — могу надеть классический костюм.

Счастлива ли я в браке? Не понимаю людей, которые афишируют чувства. Пишут в статусе: «Самая счастливая жена» или «Жена лучшего мужчины». Отношения должны быть таинством, территорией двоих. Я считаю, что кричать о счастье, так же как и о несчастье, — неправильно. Счастлив — наслаждайся и разделяй его со второй половинкой. Несчастен — изменись или измени ситуацию. Национальность супругов не играет роли.

Моих сыновей зовут Адам и Низар. Имена выбирала я, кстати. Раз уж живем в Марокко, а дети — мусульмане, странно было бы назвать их Колей и Васей. Имена выбирала такие, чтобы нравились мне с мужем и чтобы по-русски были благозвучными. Низара бабушка с дедушкой частенько зовут Назаром. Очень удобно!

Конечно, дети интересуются Россией. Для них Россия — это страна, где все говорят на их языке — русском (арабский они только учат). В России — бабушка с дедушкой, которых они очень любят. А еще снег, мороз и санки! Один урок из русской жизни они усвоили хорошо — не облизывай качели на морозе!

Рассказывать про Марокко я начала в 2011 году в «Живом журнале», Instagram был уже после. Людей заинтересовали мои марокканские заметки. В них не только мой опыт — у меня его столько нет, но он есть у людей, с которыми мы общаемся с мужем, есть семья и родственники. А еще я люблю слушать марокканское радио и читать местные сайты.

Марокко — гостеприимная страна. В большинстве своем марокканцы кажутся даже более гостеприимными, чем русские: себе откажут, а вот для гостя — все самое лучшее. Из гостей уходишь как волк в знаменитом мультфильме: «Ну ты, это, заходи, если что» («Жил-был пес», кажется, называется).

Не всегда гостеприимство значит «даром». Будьте готовы к тому, что за самые безобидные вещи с вас могут попросить плату. Например, вы увидели красивый ковер на местном рынке и решили его сфотографировать. Придется отдать продавцу несколько дирхамов «за беспокойство».

Марокко — мусульманская страна, вернее, королевство, в котором уживаются сразу несколько религий. Совет такой: уважайте нравы и традиции местных — и вас будут уважать в ответ. И не судите всех мусульман по религии. Не все ведут себя неподобающе.

Что привезти в подарок из Марокко? Марокканские сладости. Предметы декора: в России ценят лампы из меди и светильники из кожи. Аргановое масло — топовый продукт, который должен быть у каждой женщины (растительное масло из плодов растения аргания, богатое каротином и жирными кислотами. — Прим. ред.). Марокканские тапочки. Специи. А вот мандарины везти не стоит. Мы сравнивали их с теми, что продают в России. Была ничья!

Мы бываем в России раз в год. Почему не чаще? Нет такой необходимости. Мама сама ко мне приезжает, но говорит, что не смогла бы здесь жить, а вот отдыхать — с удовольствием!

В этом году национальная сборная Марокко едет в Россию на чемпионат мира по футболу. Она прошла отбор впервые с 2002 года. По отдельности я буду болеть за каждую из команд, а если уж придется встретиться двум странам, то за Россию, конечно!

Я медицинский работник, но это не мешает мне верить в колдовство. Даже наоборот — убеждает в том, что есть нечто, что может влиять на человека: ухудшить его здоровье, навести порчу, сглазить. Слава богу, с колдовством лично сталкиваться не приходилось.

Чтобы излечиться от всех болезней и быть здоровым, человечеству нужно принять таблетку под названием «Человечность».

Говорят, Россия - удивительная страна. Как человек, переехавший жить в Марокко, смею заверить, что есть на свете страны ещё более удивительные. А занесло меня в столь загадочную страну замужество с марокканцем. Согласно марокканским законам, иностранной жене марокканского мужа для получения гражданства и вида на жительство необходимо прожить на территории страны с супругом не менее 2 лет. Живу я здесь не больше года, но в моей копилке уже успело собраться немало красочных историй.

Река «Абу-Ракрак», разделяющая г. Рабат от г. Сале

Недвижимость: покупка и аренда

Итак, начнём с выбора жилья и его расценок. В Марокко, как и в России, есть, так скажем, две столицы. Первая и официальная - это город Рабат, вторая - Касабланка, - центр развлечений и шоппинга страны. Стоимость аренды и покупки недвижимости в этих городах практически идентична.

Мы проживаем в Рабате в собственном доме. Снять двухкомнатную квартиру в Рабате можно за 500-600 долларов в месяц. Аренда трехкомнатной квартиры стоит около 700 долларов и выше. Минимальная цена за аренду виллы в столице Марокко 1300 - 1500 долларов в месяц.

В целом цены на аренду жилья в Рабате достаточно высокие. Цена покупки жилья не падает, а продолжает расти и варьируется возле цифры 30.000 местных Дирхам. Это примерно 3100 долларов.

Покупки

Одежду и обувь можно купить как на рынке, так и в торговых комплексах. Как это не странно, но более или менее состоятельные марокканцы зачастую предпочитают брендовую одежду (как минимум, премиум класса). Поэтому в Касабланке много бутиков известных марок.

Еда, в основном, покупается на рынках и в небольших лавках. Мелкие торговцы продуктов питания в Марокко - явление очень распространённое. Гораздо сложнее будет найти привычный универсам, либо гипермаркет самообслуживания. Да и не за чем, потому как на рынке вам предложат свежайшие овощи, фрукты, мясо, рыбу и морепродукты, специи и многое другое.

Расположение страны на берегу океана обеспечивает каждого наличием огромного разнообразия морепродуктов на обеденном столе. В России этого весьма не хватает. Мерзлая рыба из магазина на Родине не сравнится со вкусом свежевыловленной марокканской. Самое главное - торгуйтесь. Всегда и везде. Нравится вам это или нет, но это национальная черта - торговля, без которой в Марокко невозможна. Меня, к примеру, как человеку привыкшему молча покупать необходимые товары, это слегка раздражает. Марокканцы же получают от этого удовольствие.

Лично меня особо удивили мясные лавки. Зрелище не для слабонервных. Живых куриц держат в небольших загонах, вы выбираете понравившуюся, и ее тут же при вас умерщвляют путём отрубания головы.

Работа и достаток

Русскому мигранту я бы не рекомендовала рассчитывать на работу в этой стране. Мест мало, и практически каждая работа - это работа с государством за небольшие деньги. Если позволяют профессиональные навыки, лучше работать удаленно на российского или западного работодателя. Живя в Марокко и получая невысокую по нашим меркам заработную плату в размере 30-40 тысяч рублей в месяц, вы будете чувствовать себя более, чем комфортно. По местным рамкам с такой зарплатой вы будете ощущать себя даже богато. Цены на продукты в 3, а то и в 4 раза ниже чем в России.

Переехать на ПМЖ в Марокко можно, если вы сможете быть толерантными к местному менталитету и его обычаям. И плюсом и минусом экзотической страны является её принадлежность к странам третьего мира. Страна небогатая, уровень жизни ниже, чем в России. Но для состоятельных иностранцев Марокко может сойти за райское местечко. Океан, солнце, вип-пляжи. Роскошь здесь есть, но она в основной своей части скрыта от глаз. А кому надо, тот найдёт.

Национальные особенности

Есть в марокканцах такие национальные черты, к которым действительно придется приноровиться - это хитрость и неточность. Марокканцы не склонны к конкретике. На однозначные вопросы, вместо привычного ответа «да», вы будете слышать незыблемое «Инша-алла(х)», что переводится как «на то воля Аллаха» или наше «дай Бог». В любом разговоре, на любую тему всегда принято упоминать Аллаха. Неважно деловая ли это беседа бизнесменов или непринужденная болтовня старушек. Говоря с местными о каких-то сроках, пусть даже о сроках оказания услуг, не забывайте о том, что на всё воля Аллаха!

Кстати помешать марокканцу в исполнении своих обещаний или обязательств могут джинны. Не смейтесь, а отнеситесь к ним так же серьезно, как и любой марокканец, войдите в положение. Марокканские джины живут не в бутылках. Это описанные в Коране невидимые существа, которые живут и размножаются, как и люди. Шутки с ними плохи, и в этом убежден абсолютно каждый местный. От высокопоставленного чиновника до дворового мальчишки. Суровому русскому менталитету придётся туговато с пониманием таких особенностей.

Ещё одна режущая слух привычка - это привычка клясться. Есть ли для этого повод или нет, клянусь и всё тут. Короче говоря, к местному менталитету придётся привыкать, так как народ живёт по, местами, совсем чуждым укладу и понятиям.

Как и всякая мусульманская страна, Марокко чтит исламские традиции, а Коран лежит в основе конституции страны. Неверующих здесь не поймут. К христианству местные наиболее благосклонны, чем к какой-либо другой религии.

Хотя ислам рекомендует женщине покрывать голову, шею, руки и ноги одеждой, - марокканки стремятся к европейскому стилю: джинсы и футболки. Тем не менее, современной русской девушке будет неловко одеваться в свои привычные одежды. Как ни крути, но леггинсы и открытые топы будут осуждаемы, не говоря уже про короткие платья или юбки. Несмотря на стремление страны к европеизации, местные мужчины и женщины привыкли носить национальную одежду. Самый распространённый наряд среди обоих полов является джлебе. Это своего рода длинное просторное платье с капюшоном или без, различных расцветок.

Если вы переедете в Марокко, то вам придётся чтить Мусульманские праздники, так же как их чтут сами марокканцы. Здесь нет привычного нам ажиотажа к Новому году, никаких ёлок и деда Мороза! В нашей семье это небольшое застолье за вкусным свойским пирогом. Все праздники в Марокко - это религиозные праздники.

Как и во всякой исламской стране, в Марокко соблюдают пост, который длится месяц и называется он Рамадан. В определённые часы, обычно с утра до и вечера, нельзя пить, есть, думать и делать что-то плохое, заниматься сексом, курить сигареты и т. п. Представьте: жара 40 градусов, а вам нельзя выпить стакана воды. Несмотря на то, что пост направлен на физическое и духовное очищение, поведение местных в этот период становится более мрачным и агрессивным. Автомобилисты нервно сигналят, люди не предрасположены к общению, учащаются уличные драки. Кафе, рестораны, продуктовые лавки и магазины до вечера закрыты. Днем на улицах очень мало людей, почти никого, и это понятно, - кому захочется морить себя жаждой и голодом в такую жару. Конечно, никто не будет заставлять русского человека соблюдать пост, но, в любом случае, принимать в нем активное участие приходится. Тем более мне, как человеку, живущему в марокканской семье. Я всячески поддерживаю домочадцев, практически не ем и не готовлю еду до вечера, обхожусь уединенными перекусами.

Центр Рабата. Площадь с видом на мечеть «Сунна»

Вечером, когда время поста заканчивается, голодные марокканцы вываливаются на уже остывшую от жары улицу и с жадностью раскупают еду. В этот период экономика страны ликует, потому что на пустой желудок скупается гораздо больше продуктов, нежели в обычной жизни. Некоторые, не понимая истинного смысла поста считают, что должны наесться так, чтобы весь следующий постный день не захотелось.

По окончанию священного месяца Рамадан наступает великий праздник. Все города и деревни страны переполняются торговцами баранов. Бедолаг режут для праздничного стола. Это традиция, и каждая семья должна зарезать как минимум одного барана. Как правило, резать должен глава семейства. В этот день всюду слышны предсмертные вопли этих несчастных животных. Марокканцы привыкли и радуются. Непривыкшему иностранцу, как, например, мне, будет как минимум не по себе. Но придется привыкнуть, потому что режут баранов здесь по любому поводу. Свадьба, рождение ребенка, дни рождения - на столе свежезарезанный баран. Вот такие марокканские пристрастия.

Особенности быта

Мне, как и многим российским мигрантам очень понравилась возможность нанять личную домработницу. Причем стоимость такого удовольствия слишком невысокая: от 1000-2000 рублей в месяц. Цена зависит от условий и частоты уборки вашего жилища. Женщины, устраивающиеся на данную должность, в основном, родом из деревень, поэтому и цена на их услуги по уборке дома настолько низкая. Но рано радоваться не стоит. Воровство среди таких домработниц не редкость. А их природная хитрость настолько зашкаливает, что они каким-то изворотливым способом выкручиваются из самых неловких ситуаций. Поэтому я бы посоветовала желающим обзавестись собственной горничной. Брать на работу проверенную знакомыми и хорошо зарекомендовавшую себя женщину.

Нельзя не обратить внимания на то, что едят марокканцы руками. Точнее говоря правой рукой, помогая хлебом или лепёшкой. Если это семейная трапеза - кушать принято из одного общего блюда. Не всегда. Ложками и вилками здесь, конечно, пользуются, но традиционно все же руками, и те блюда, которые действительно удобно взять рукой или хлебом. Русскому человеку, безусловно, будет непривычно есть таким образом. В нашей марокканской семье ко мне относятся с пониманием, подают тарелку и приборы. Я не просто так упомянула именно правую руку. А все потому, что левая рука используется в других целях и кушать ей не принято…

Образование

Что касается образования, - всё как у нас. Дети учатся в школах, заканчивают 11 классов и поступают в ВУЗы. Чаще всего родители отправляют своих детей учиться в Европу или Россию. Впрочем, большинство там и оседает, обзаводится семьями. Учиться за границей для любого марокканца - это большая удача и престиж. Молодежь стремится уехать из страны на встречу новым, более продвинутым и вольным горизонтам. В Марокко молодым людям скучно.

О досуге

Местный народ отдыхает, как правило, если тепло - на пляжах. Молодые люди предпочитают более активный отдых: спортивные игры (футбол, волейбол). Много любителей бега. Люди же постарше гуляют вдоль побережья или просто сидят на берегу, наслаждаясь живописным видом на океан.

Есть ещё один, весьма привлекательный способ проводить досуг в Марокко, и это серфинг. Серферов здесь много. Есть школы, обучающие укрощать волны.

Люди, которые переезжают жить в Марокко - это в основном состоявшиеся европейцы, которые устали от западного образа жизни. Здесь они покупают неплохие виллы и не торопясь, размеренно живут, наслаждаясь свежими фруктами, морепродуктами, солнцем и океаном. Миграция в Марокко - это, должно быть, весьма обдуманный со всех сторон поступок. Кому-то здесь нравится, кому-то нет. И это объяснимо, так как Марокко - это экзотическая и, порой, противоречивая страна.

Мир праху твоему, земляк мой марокканский

В Рабате – столице Королевства Марокко русская община по сравнению с Касабланкой была невелика

Совершенно неожиданно в самом центре марокканского порта Касабланка на моем пути вырос высокий забор. Невольно поднял голову вверх и увидел подлинное чудо: на фоне голубого неба сверкает в лучах солнца синий купол чисто русской церкви. Правда, она уже без креста. Рядом с наглухо закрытой калиткой надпись: "Верховный комиссариат ООН по делам беженцев".

Эта нечаянная встреча в далекой Касабланке, конечно же, пробудила большой интерес к почти живому посланцу земли российской в Африке на побережье Атлантического океана. Как узнал корреспондент ИТАР-ТАСС от священнослужителей Русской Православной Церкви в Рабате, где почти 70 лет совершается служба в храме Воскресения Христова, оставшемся потом нам в наследие от россиян, вынужденно покинувших Родину после трагических событий семнадцатого года, в Рабате – столице Королевства Марокко русская община по сравнению с Касабланкой была невелика. Впрочем и там некогда жили такие прославленные "птенцы гнезда Петрова", как графская семья Шереметевых. И все же наибольший наплыв из России, сперва первой, а затем второй волны эмиграции в Марокко пришелся на международные морские ворота королевства – Касабланку, где легче было прокормиться и найти работу. А вместе с "русским духом" запахло и Русью, а притягательным духовным центром общения стал первый православный храм Успения Пресвятой Богородицы, и поныне стоящий на улице Блида. Вот только со временем община распалась, а часть здания этой церкви было отдано под офис ООН.

В 1935 г. среди членов русского кружка в Марокко возникла идея создания своего храма. Первоначально в Касабланке оборудовали часовню в наемном помещении. Затем был устроен и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. После Второй Мировой в 1948 году он перешел в ведение Русской православной церкви за границей.

Когда-то, рассказывают очевидцы, в ряде кварталов Касабланки бурлила жизнь марокканских москвичей и петербуржцев. По утрам арабы громко кричали по-русски "Горячие бублики", "Капуста и огурчики", "Клубника и апельсины", "Все дешево". А по вечерам русские таксисты и рыбаки зазывали к себе соседей на... рюмку водки.

После Второй Мировой войны компактным местом проживания русских, приехавших в Марокко из беженских лагерей Германии, стал поселок Бурназель, в пригороде Касабланки. Там также возникла необходимость устройства церкви. В 1950году община на собрании под председательством адмирала Русина подняла вопрос о строительстве новой церкви. Апександр Иванович Русин, выпускник Морского корпуса (1881 г.), в составе Русской эскадры оказался в Тунисе в порту Бизерта. Позднее он эмигрировал в Марокко, где и скончался в 1956 году. Среди жителей Бурназеля в пятидесятые годы было около 800 русских. Один из учредителей храма инженер Травлев обратился к соотечественниками с призывом: "Не гасите в себе той старой истинной русской православной самобытности, благодаря которой мы сохраняем на чужбине свое русское начало, обычаи и церковную жизнь, что так облегчает нам тяжелую судьбу в изгнании!"

Временно, до постройки храма, богослужения проводились в бараке. Образовалась домовая церковь, посвященная Святой Троице. О пасхальных торжествах 1952 года, проходивших в этом временном храме, имеются записи: "Еще задолго до полуночи русская часть поселка бывших французских комбатантов ожила. Съехалось много французов, уже по привычке встречающих русскую православную Пасху. От многочисленных зажженных свечей издали было видно зарево вокруг церковного барака. Эффектное, приятное русскому сердцу впечатление, производила зеленая луковка с восьмиконечным православным крестом. Куполок освящался прожекторами, ярко горели буквы "Христос Воскресе". Вход был украшен зеленью и пальмовыми ветвями".

Наиболее обездоленным помогал местный Красный Крест. Возглавляла работу этой организации в Касабланке княгиня В.В.Урусова. Она устраивала благотворительные балы под масленицу.

В 1956 г Марокко освободилось от французского протектората. Иностранцы, в том числе русские покидали страну в массовом порядке. Дипотношения между СССР и Королевством Марокко были установлены в 1958 году.

Юрист: Игорь Романовский

Миграционное право

Написано статей

Марокко – колоритная и прекрасная восточная страна с самобытными традициями и великолепной культурой. Также африканское королевство характеризуется стабильной экономической ситуацией, высоким уровнем безопасности и комфортными условиями для развития граждан. Жизнь в Марокко с каждым годом привлекает все больше иностранцев, в том числе из России.

С 2005 года Марокко открыло свои границы для россиян. Соотечественники могут пребывать на территории страны без визы на срок до 90 дней. Если они планируют проживать здесь более длительный период, то обязаны за две недели до окончания первичного пребывания подать прошение о виде на жительство. Сделать это можно в любом отделении полиции.

Если поездка в Марокко организуется на основании трудоустройства, то русские обязаны обратиться в марокканское посольство и оформить рабочую визу. Сделать это можно только на основании разрешения на трудоустройство от марокканского работодателя. Работа в Марокко доступна только высококвалифицированным специалистам с опытом работы и престижным дипломом.

Поиск работы в Марокко следует начинать заранее. Дистанционным путем найти работодателя можно через интернет.

Бизнес и инвестиции в Марокко для россиян

Марокко представляет собой прекрасную платформу для бизнесменов. Правительство страны активно привлекает иностранный капитал в страну и создает предпринимателям комфортные условия для реализации проектов различного масштаба. Русские бизнесмены предпочитают открывать свои компании в таких отраслях, как:

  • туризм;
  • сфера обслуживания;
  • ресторанный и гостиничный бизнес;
  • текстильная промышленность и другие.
Такие экономические секторы развиваются и прогрессируют, гарантируя владельцам рентабельность предприятия. Начиная свое дело в африканском королевстве, необходимо заранее проанализировать рынок и взвесить все плюсы и минусы. Предварительная поездка в Марокко для предпринимателей из России является возможностью лично оценить перспективы будущего предприятия и наладить деловые связи.

Среди россиян в Марокко наиболее популярными формами ведения бизнеса являются открытые и закрытые акционерные общества. Размер налога на предпринимательскую деятельность зависит от ряда факторов, но средняя стоимость варьируется в пределах 5-30%.

Лучшие статьи по теме