Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Чехия
  • Суверенитет над воздушным пространством. Воздушные провокации: горячее небо Сбил нарушителя воздушной границы

Суверенитет над воздушным пространством. Воздушные провокации: горячее небо Сбил нарушителя воздушной границы

Сказать, что демарш юного немца обернулся грандиозным скандалом для Вооруженных сил СССР, – ничего не сказать. После специального заседания Политбюро ЦК КПСС лишились своих постов министр обороны маршал Советского Союза Сергей Соколов и главнокомандующий войсками ПВО маршал авиации Александр Колдунов. На место Соколова был назначен Дмитрий Язов.
Называется цифра от нескольких десятков до трех сотен военнослужащих, от лейтенантов до генералов, привлеченных к ответственности за полет и посадку М. Руста в «Шереметево-3», как в шутку после этого инцидента стали называть Красную площадь. Многие исследователи данной истории склоняются к мнению, что подобные репрессивные меры были неоправданными: советская система ПВО была настроена, прежде всего, на противодействие боевым самолетам и крылатым ракетам противника, а не хулиганам на спортивных летательных аппаратах.
Еще одна устойчивая версия произошедшего: это была блестяще спланированная и проведенная акция по дискредитации СССР и Вооруженных сил Советского Союза. Холодная война между Западом и СССР продолжалась, и успешный полет Матиаса Руста оказался замечательным поводом, чтобы в очередной раз уязвить «империю зла».
К слову, вскоре после полета Руста схожая история с легкомоторным самолетом произошла во Франции – там пилот-любитель также совершил несанкционированный полет над столицей страны, заставив поволноваться командование войск ПВО. А в 1994 году спортивная Cessna села у Белого дома в Вашингтоне. Посадка тогда оказалась неудачной – летчик погиб.

Ни в том, ни в другом случае «зачистку» Вооруженных сил во Франции и США не производили. Была усилена радиолокационная служба и усовершенствована техническая сторона, касающаяся обнаружения подобных объектов, слежения за ними и обмена информацией.

1 сентября 1983 года в небе над СССР был сбит «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул. Во время полета лайнер вторгся в закрытое воздушное пространство СССР и пролетел над несколькими советскими военными объектами. В результате чего в воздух были подняты два перехватчика Су-15.

Военные пилоты неоднократно пытались установить связь с бортом-нарушителем, однако обратно сигнал они так и не получили. Корейский «Боинг» продолжал свой полет в сторону Сахалина. Доложив об этом в оперативный штаб, командование приняло решение сбить самолет. Спустя 40 минут истребителю-перехватчику Су-15 под управлением Геннадия Осиповича был выдан приказ — сбить пассажирский лайнер.

Осипович выпустил по самолеты две ракеты, одна из которых повредила хвост «Боинга». Через 12 минут самолет, спирально снижаясь с высоты 9000 м, упал в море недалеко от острова Монерон. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа, никто не выжил.

Видео

Видео: NaturalHeaven на YouTube

Последний Заход — Сбитый корейский Боинг

Согласно расследованию, проведенному Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полета было то, что пилоты «Боинг-747» неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Происшествие вызвало серьезное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США. Скудность информации и материальных улик на начальном этапе расследования катастрофы породило альтернативные версии о происшествии. Однако обнародование Российской Федерацией записей бортовых самописцев рейса KAL 007 подтвердило первоначальную версию ИКАО.

СВЕРХЗВУКОВОЙ ТАРАН

28 ноября 1973 года разведывательный самолет RF-4C «Фантом II» иранских ВВС вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. По тревоге с аэродрома в Вазиани был экстренно поднят в воздух советский МиГ-21СМ под управлением Геннадия Елисеева. Проигнорировав все просьбы сменить курс и покинуть советское воздушное пространство, «Фантом» продолжал свой полет. Тогда командование разрешило Елисееву сбить вражеский самолет.

МиГ-21 выпустил по нарушителю две ракеты, но обе они прошли мимо цели. Израсходовав весь боекомплект, летчик принял решение протаранить «Фантом». Это был третий случай сверхзвукового воздушного тарана в истории авиации. Экипаж иранского самолета (иранец и американец) катапультировался и был освобожден советской стороной через две недели (иранский пилот впоследствии погиб в ирано-иракской войне). Геннадий Елисеев за свой перехват был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Видео

Видео: ANZ Nick на YouTube

Сверхзвуковой истребитель — перехватчик Су-15

САМОЛЕТ-ШПИОН U-2

1 мая 1960 года разведывательный самолет U-2C, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, вторгся в воздушное пространство СССР. Это был уже не первый случай полета высотных разведчиков над территорией Советского Союза.

U-2C был сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар, Пакистан. Согласно официальной версии, самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Пауэрс выжил, так как ракета повредила лишь хвост самолета. В итоге он был приговорен советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Видео

Видео: Дмитрий Хроника на YouTube

Битва разведок Самолет-невидимка У-2

ИНЦИДЕНТ CL-44

18 июля 1981 года транспортный самолет CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания Transporte Aéreo Rioplatense, Аргентина), совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР.

На перехват нарушителя с аэродрома Вазиани были подняты четыре Су-15ТМ, однако из-за нерешительности и неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу. Тогда на цель был наведен аналогичный самолет, пилотируемый Валентином Куляпиным, вооруженный ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-98М с заданием посадить нарушителя.

Пытаясь выполнить приказ, перехватчик приблизился к цели, что сделало невозможным применение ракет, в то время как нарушитель приближался к границе воздушного пространства СССР. Куляпин принял решение таранить CL-44 и со второй попытки смог ударить килем и фюзеляжем своего самолета по стабилизатору нарушителя снизу.

Транспортный самолет потерял управление и упал в нескольких километрах от границы; находившиеся на борту 4 члена экипажа, включая подданного Великобритании, погибли. Куляпин успешно катапультировался, за таран был награжден орденом Красного Знамени. Как выяснилось, аргентинский самолет перевозил оружие для Ирана.

ИНЦИДЕНТ С ЮЖНОКОРЕЙСКИМ БОИНГОМ

Инцидент с южнокорейским «Боингом» произошел 20 апреля 1978 года в воздушном пространстве СССР над Карелией. Из-за неисправности компаса самолет существенно отклонился от маршрута. В 20:54 по местному времени «Боинг» был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова.

Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват был поднят Су-15, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к «Боингу», Босов покачал крыльями. В ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя.

В 21:42 перехватчик выпустил ракету Р-98, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть крыла длиной 3-4 м. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолет начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

«Боинг» был вынужден сесть на лед замерзшего озера Корпиярви. В результате жесткой посадки погибли 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии. Всего же на борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа.

ПОСАДКА НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ

Днем 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырехместном легком самолете «Сессна-172Б Скайхок». Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолета. Руст же пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полета в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецк, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолетом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолета и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Видео

Видео: chipilayr на YouTube

Матиас Руст на Красной площади 1987

Инцидент в районе сирийско-турецкой границы, где, согласно заявлению официальной Анкары, живо напомнил о временах холодной войны. В тот период воздушное противостояние между ВВС СССР и военной авиацией стран НАТО неоднократно приводило к боевым столкновениям.

По неполным данным, в период с 1950 по 1983 годы было зафиксировано не менее 40 случаев применения оружия самолётами ВВС СССР и НАТО друг против друга. Эти случаи не включают в себя боевые действия во Вьетнаме, Корее и на Ближнем Востоке.

Как считают военные эксперты, в реальности боевых столкновений было значительно больше, но многие инциденты замалчивались обеими сторонами во избежание эскалации ситуации.

При этом основные потери в этих боях несли силы НАТО, поскольку именно они вели действия в непосредственной близости от воздушного пространства СССР. В ходе боевых столкновений силы стран НАТО потеряли не менее 27 самолётов и вертолётов и более 130 военнослужащих. Потери ВВС СССР не превышают 10 самолётов.

Вот лишь наиболее крупные воздушные инциденты времён холодной войны.

8 апреля 1950 года самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советскими истребителями Ла-11 над Балтийским морем в районе латвийской Лиепаи. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвией, упав в море. США заявили, что был сбит частный самолёт. Экипаж сбитого самолёта, насчитывавший 10 человек, погиб.

8 октября 1950 года два истребителя-бомбардировщика F-80 «Шутинг стар» ВВС США во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи (в период Корейской войны) отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан; жертв и пострадавших не было. США принесли извинения в связи с инцидентом, командир авиагруппы, самолёты которой совершили налёт, был отстранён от командования и переведён на штабную работу; пилоты отданы под трибунал.

13 июня 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США, совершавший вылет с японской авиабазы Ёкота, был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Все 12 членов экипажа самолёта считаются погибшими.

29 июля 1953 года разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем. Хвостовой стрелок самолёта в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил 1, подобранный американским кораблём.

7 ноября 1954 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» был сбит советскими истребителями над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, 10 были спасены американскими аварийно-спасательными службами, 1 утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения.

22 июня 1955 года патрульный самолёт P2V « Нептун» 9-й патрульной эскадрильи ВМС США был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. СССР согласился выплатить материальную компенсацию в связи с происшествием.

Советские асы сбивали турецкие самолёты и брали в плен турецкого полковника

2 сентября 1958 года разведывательный самолёт C-130A-II «Геркулес» 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США, вылетевший с аэродрома Адана в Турции, был сбит советскими истребителями МиГ-17 над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично — после поисковых работ 40 лет спустя.

1 мая 1960 года разведывательный самолёт U-2C ЦРУ США, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом , сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар в Пакистане. Самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Зенитной ракетой также случайно сбит советский истребитель МиГ-19, поднятый на перехват нарушителя (пилот Сергей Сафронов погиб). Пауэрс выжил, был приговорён советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

21 октября 1970 года лёгкий двухмоторный самолёт U-8 «Семинол» ВВС США сбился с пути, нарушил воздушное пространство СССР и совершил посадку на аэродроме лётной воинской части вблизи города Ленинакан Армянской ССР. Кроме лётчика, на борту находились два американских генерала и полковник турецкой армии. Поняв свою ошибку, самолёт попытался снова взлететь, но был заблокирован. После расследования инцидента лётчики и пассажиры были освобождены.

28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ безуспешно израсходовал свои ракеты, после чего пилот Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран. Экипаж иранского самолёта (иранец и американец) катапультировался и был задержан советскими военными. Лётчик Геннадий Елисеев погиб. За перехват нарушителя он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» ВВС Турции вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом — пилот катапультировался и приземлился на территории Турции.

Начало которой положил распад СССР на независимые государства. С его исчезновением закончилась и самая продолжительная война двадцатого века, которая велась между Западом и Востоком и получила название «холодной войны». Тайные боевые действия велись на протяжении 46 лет, не только на земле, но и на море, и в воздухе. Начало холодной войны – 1945 год. Цель – борьба за мировое господство капиталистической и коммунистической сверхдержав.


Открыто выступать друг против друга ни США, ни СССР не могли, поэтому все противостояние и вылилось в холодную войну.

На протяжении всех этих лет американцы проводили широкомасштабную разведдеятельность против Советского Союза, нарушая при этом воздушные, морские и сухопутные границы. Не обошлось и без провокаций. Понятно, что СССР никак не мог позволить проведение подобных действий безнаказанно, поэтому такие провокации зачастую заканчивались локальными сражениями. Преимущественно они велись в воздухе.

Начиная с 1945 года, американские самолеты проводили разведку советских дальневосточных территорий, в частности, Камчатки, Берингова пролива, Чукотки и Курильских островов. И на то имелись свои причины. Война между Америкой и Японией на Тихом океане вступила в свою завершающую стадию. Действия американцев в воздухе резко активизировались.

Несмотря на то что в годы Второй мировой война Америка и СССР были союзниками, это не помешало американцам весьма вольготно чувствовать себя в воздушном пространстве, довольно часто пролетая над советскими военными базами и кораблями. Необходимо помнить, что, скорее всего, американские летчики, совершающие такие полеты, не задумывались о проблемах большой политики, предполагая, что принципы военного братства превыше всего. Однако руководствам обеих стран нужны были поводы для развязания конфликтов и, как вы понимаете, долго их искать не пришлось.

В конце мая 1945 года зенитная артиллерия Тихоокеанского флота расстреляла два американских военных самолета В-24. Инцидент произошел в районе Камчатки. Спустя два месяца подобная ситуация произошла с еще одним американским самолетом Р-38, причем в том же районе. Но поскольку огонь не велся на поражение, то никаких повреждений самолеты не получили. А вот ответили американцы гораздо жестче. В августе 1945 года американские самолеты военно-воздушных сил обстреляли недалеко от острова Камень Гаврюшкин два пограничных советских катера, ранив 14 и убив 8 человек из экипажей. Вполне можно предположить, что американские пилоты приняли советские судна за японские, однако первые жертвы холодной войны уже появились.

По окончании войны в сентябре 1945 года нарушения воздушных границ продолжались. Раньше подобные свои действия американцы могли объяснить проведением операций против Японии или ошибками.

Таким образом, за период с мая по сентябрь 1945 года было зафиксировано 27 случаев нарушений, в которых участвовало 86 самолетов В-24 и В-25. С момента капитуляции Японии и до 1950 года таких провокаций было уже 46 с участием 63 самолетов. Более того, только за период с 27 июня по 16 июля 1950 года было зафиксировано 15 воздушных нарушений.

Первое воздушное столкновение произошло на Дальнем Востоке в том же 1945 году, когда вынужденную посадку совершил один из американских бомбардировщиков. Случилось это над корейской территорией, около города Хамхын, где в то время находилась большая авиабаза советских военно-воздушных сил. Американцы, нарушив договоренности о воздушном коридоре, пролетели над ней, направляясь в Манчжурию за пленными. Руководство авиабазы смирилось с такой ситуацией, однако прибывшая в город комиссия потребовала принять меры по прекращению таких полетов. В ноябре один из американских самолетов, который совершал очередной полет над советской базой, перехватили 4 истребителя «Аэрокобра» Р-39 и заставили его совершить посадку. Когда американские пилоты отказались выполнять требования советских истребителей, один из них обстрелял американский самолет, что стало причиной возгорания двигателя. Американцы были вынуждены совершить посадку. Никто из американского экипажа не пострадал. Примечательно, что огонь по советским самолетам открыт не был. Позже В-29 был отправлен в Москву для проведения испытаний.

В послевоенные годы наблюдалось нарушение границ Советского Союза и на северо-западе, со стороны Норвегии и Финляндии. Немного спокойнее было на южных кордонах страны. Но и здесь происходили нарушения воздушной границы, в основном, над территорией Азербайджана. В 1947 году был захвачен экипаж одного из самолетов-провокаторов. Так, со стороны Ирана появился одномоторный самолет военно-воздушных сил этого государства. Он совершил посадку недалеко от города Нахичевань. Пограничный патруль задержал его экипаж. Пилоты объяснили, что летели в Тавриз из Тегерана, но потеряли ориентировку и поэтому попали на советскую территорию. Возможно, это было правдой, но самолет принадлежал иранской разведке, и к тому же был вооружен. В том же 1947 году были зафиксированы еще три случая нарушений иранскими и американскими самолетами в том же районе.

Позже воздушные провокации проводились чаще, а последствия их были более трагичными.

Существуют свидетельства, что официальные первые жертвы холодной войны появились в 1950 году, когда американский самолет PB4Y нарушил границы советского воздушного пространства в районе базы Либава в Балтике. Поднятые по тревоге истребители Ла-11 перехватили его. Но поскольку американские пилоты отказались выполнять команды советских летчиков, тем не оставалось ничего другого, как открыть огонь. Американцы ответили огнем. В результате PB4Y был сбит и упал в море. Все 10 членов его экипажа погибли. Стоит отметить, что такие американские военные машины уже несколько раз появлялись ранее, поэтому советская сторона устроила засаду. Советское командование твердило о том, что был сбит В-29, в то время как американцы все же признали потерю PB4Y.

Существует информация и о том, что американцы несли потери на советских границах и раньше. Так, например, в 1949 году над Черным морем был сбит американский самолет В-25, который высадил трех парашютистов на советской территории, а сам пытался скрыться в нейтральных водах. Его перехватили два советских истребителя и сбили. Американский экипаж был подобран советским пограничным катером.

Более всего свидетельств воздушных боев времен холодной войны сохранилось за 50-е годы. Понятно, что точной статистики нет и быть не может, но все-таки некоторые данные даже иногда появлялись в печати. Так, согласно некоторым источникам, за 10 лет, начиная с 1950 года, американские самолеты 81 раз пытались нарушить советское воздушное пространство, из которых не вернулось 20 боевых машин. По данным американских источников, США начали разведку над советскими территориями еще в 1949 году, используя для этого специально переоборудованные бомбардировщики. До 1960 года не вернулось 17 таких самолетов.

Другие источники говорят о другой цифре. Так, только за период с 1953 по 1956 год американцы 113 раз нарушали советские воздушные границы.
Не удалось избежать и трагических ошибок для советской стороны. Летом 1954 года, когда очередной американский разведчик появился на радарах, а затем ушел в нейтральные воды, был сбит свой же самолет Ту-14, который в составе группы возвращался с учебного бомбометания. Весь экипаж машины погиб. Однако летчик, сбивший свой самолет, не был привлечен к ответственности, поскольку Ту-14 выпускался небольшой серией и поэтому был малоизвестен для основных авиационных частей.

Как и Америка, НАТО также располагало большим количеством самолетов-разведчиков, большая часть которых находилась в непосредственной близости от советских границ. Причем, ЦРУ имело свою авиаразведку, военное ведомство – свою. Каждая из них имела свои задачи, тактические и стратегические.
Необходимо отметить также, что авиационной разведкой занимались и нейтральные государства. В советской прессе широкую огласку получили два случая с военными самолетами Швеции, которые были сбиты советскими истребителями в 1952 году. Самолеты DC-3 входили в состав шведского подразделения радиоразведки, были оснащены самым современным оборудованием для прослушивания переговоров, проходящих в радиоэфире над советской территорией. Более того, шведские самолеты, кроме активной воздушной и радиоэлектронной разведки балтийского побережья, оказывали помощь антиправительственным войскам в Прибалтике.

Кроме того, у советских границ появлялись также самолеты-разведчики и таких стран, как Великобритания, Иран, ФРГ, Турция. И хотя появлялись они крайне редко, потенциал военно-воздушных сил этих государств возрастал, что не позволяло советским войскам расслабиться.

Необходимо также отметить, что американские самолеты научились вредить советским ВС, даже не пересекая границ Союза. Так, к примеру, когда одна из советских батарей в районе Баку собиралась проводить стрельбы из 130-миллиметровых зенитных орудий, американский самолет, оснащенный мощной радиоэлектроникой, стартовал с иранской базы и просто летал вдоль советской границы, создавая помехи. В ответ на подобное «хамство» советские войска начали создавать радиопомехи для одной из американских баз, которая находилась в Иране, что значительно затруднило взлет и посадку самолетов. Через неделю «борьбу помех» прекратили по обоюдному согласию.

Но если до середины 50-х годов советским войскам хоть как-то удавалось удерживать неприкосновенность границ государства, то в 1954 году последний рубеж рухнул. Причиной тому послужило появление на вооружении западных спецслужб автоматических дрейфующих аэростатов (АДА), которые были способны подниматься на большую высоту, становясь, таким образом, недоступными для истребителей. Оснащались они новейшим разведывательным оборудованием и запускались с военных баз в Норвегии, Германии, Италии, Франции, Турции. АДА могли достигать высоты до 30 километров, поэтому даже советские МиГ-15бис, Як-25 и МиГ-17П, которые действовали на высоте до 15 километров, были не в состоянии их достать. Поэтому аэростаты успешно проводили разведку практически над всей советской территорией. Силам противовоздушной обороны СССР не оставалось ничего другого, как только фиксировать их появление.

Правда, некоторые АДА все-таки были сбиты. Первый из них был уничтожен в 1954 году под Черновцами на высоте 10 километров при помощи МиГ-17П. Через несколько дней советские летчики еще раз попытались сбить аэростат, но на этот раз у них ничего не получилось.

Период наибольшей активности АДА начался в 1956 году, когда только за два месяца советские границы нарушило около 3 тысяч аэростатов. А за 20 лет было зафиксировано 4112 шаров, из которых было сбито 793.

Кроме этого, много проблем советской системе противовоздушной обороны доставляли английские самолеты-разведчики «Канберра», американские RB-57 и U-2. Позже появились и RB-57F. Все они действовали на высотах, недоступных для перехвата.

Только за 5 дней июля 1956 года они осуществи 5 прорывов на советскую территорию глубиной до 350 километров. В том же году появился «Локхид» U-2, который появлялся над Москвой и Киевом, Крымом и Минском, Дальним Востоком и Прибалтикой, Сибирью и Средней Азией. Все попытки «достать» высотные самолеты-разведчики были безрезультатными. И только в ноябре 1959 года «противоядие» было найдено. Именно в это время на вооружение советской системы противовоздушной обороны был принят ракетно-зенитный комплекс С-75 «Десна». Свою эффективность он продемонстрировал 16 ноября, когда был сбит американский аэростат на высоте 28 километров.

С-75 стали использовать не только для защиты границ, но и особо важных объектов на самой территории государства. Немного позже на вооружении начали поступать и Су-9,истребители-перехватчики с потолком высоты в 20 километров. Но их количества еще было недостаточно для осуществления надежной защиты. Так, в 1960 году самолет «Локхид», вылетев из Пакистана, нарушил советскую границу в районе Туркмении и направился на Байконур. Были сделаны попытки перехватить его при помощи двух МиГ-19, но один из самолетов был уничтожен, поэтому перехват не состоялся. При возвращении «Локхида» назад над территорией Туркмении его пытались перехватить два МиГ-17, преследуя разведчика даже над иранской территорией, но безрезультатно.

В мае 1960 года все же удалось одержать победу над U-2, но без жертв с советской стороны не обошлось. Под Свердловском было поднято по тревоге два МиГ-19 и Су-9, но ни одному из этих истребителей перехватить врага не удалось, зато с этой проблемой справились ракетчики. Правда, переусердствовали: в спешке начали обстреливать своих, в результате чего один МиГ-19 был уничтожен, а летчик погиб.

Разгорелся крупный международный скандал, после чего президент США Д.Эйзенхауэр запретил полеты «Локхида». Тишина продолжалась более 2 лет. В конце августа 1962 года они снова появились над советской территорией в районе Южно-Сахалинска и Чукотки.

Кроме таких высотных самолетов-разведчиков над советской территорией появлялись и невысотные машины: RB-47 Stratojet и RB-45C Tornado. Так, RB-47 неоднократно появлялся над Японским и Каспийским морями, в районе Владивостока. В июле 1960 года один из таких самолетов пересек границу в районе Архангельска. Для его перехвата был использован МиГ-19. В результате американский самолет был сбит, из 6 человек экипажа в живых осталось всего двое.
Когда на вооружении советских войск появись зенитно-ракетные комплексы, а также истребители-перехватчики нового поколения, высотные прорывы границ закончились. Но это вовсе не значит, что нарушения воздушных границ прекратились. На вооружении натовских стран появились самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, которые могли вести разведку даже будучи за пределами нужного государства. Достаточно было находиться возле советских границ, чтобы вести успешную разведку на сотни километров вглубь.

Информации о противоборстве Америки и СССР в 60-е годы сохранилось очень мало, поскольку по приказу Л.Брежнева была введена строгая цензура в прессе. Любые инциденты, которые случались на советской границе, были засекречены. Поэтому единственный источник – это западные средства массовой информации. Так, за 3 года, с 1967 по 1970 год, американская сторона более 10 раз нарушала воздушные границы Советского Союза. Среди них и случай с DC-8, который в 1968 году пересек границы возле Курильских островов, имя на борту 100 американских солдат. Для перехвата были отправлены истребители ПВО. После проведения расследования и установления обстоятельств и сам самолет, и солдаты, и экипаж были выданы американскому правительству.

В конце мая 1978 года в водах Норвежского моря пропал советский самолет Ту-16Р ВВС Северного флота. О том, что же случилось с разведчиком, не известно ничего. Последняя информация, которую получили с борта, была о том, что пилоты обнаружили американский «Эссекс». Существуют догадки, что Ту-16-Р был сбит американцами, хотя последние и отрицают свою причастность к исчезновению советского самолета.

В Норвежском море пропал еще один советский самолет Ту-95РЦ ВВС СФ в августе 1976 года.

При совершении вылета на воздушную разведку в Атлантику, Ту-95РЦ пытались перехватить американские F-4 «Фантом» в результате чего один из них врезался крылом в хвост советского разведчика. Американские пилоты катапультировались, а советские – с трудом добрались до базы.

С нарушением советских границ связан и еще один инцидент, который закончился гибелью сотен людей. В сентябре 1983 года советское воздушное пространство нарушил южнокорейский авиалайнер Боинг-747, который очень походил на разведчик RC-135. Когда на бортовом радиолокаторе появилась отметка цели, пилот Су-15, который был отправлен на перехват, идентифицировал ее, как RC-135. Что было дальше, напоминать нет необходимости…

После того, как на вооружении в Советском Союзе появились новые истребители-перехватчики МиГ-31, которые считаются лучшими в мире, у американцев отпала охота проводить воздушную разведку над советской территорией. Американцы признали господство СССР в воздухе, сосредоточив основное внимание на создании сверхточного .


Только за 2014 год Турция более 2,5 тысяч раз нарушала воздушное пространство Греции, а Соединенные Штаты не раз провоцировали СССР, приближаясь к воздушной границе страны с ядерными боеголовками на борту. Не верите? Вот и зря!

Когда российский самолет случайно нарушил воздушное пространство с Израилем, после предупреждения пилот покинул страну. Подобного рода ошибки допустимы на таких скоростях, и бомбить ВКС РФ никто не стал. Ведь Россия не представляет никакой угрозы для государства, а значит и сбивать его смысла нет.


Как сообщает министр обороны Израиля Моше Яалон, произошло незначительное вторжение, буквально на милю. И после того как была налажена связь с пилотом, он сменил курс и вернулся в Сирию. Реагировать на это никто не посчитал нужным, РФ не атакуют территорию. Собственно, и дергаться не за чем.

Однако, как показывает практика, такого рода логикой руководствуются далеко не все. Турция, которая явно преследовала определенные цели, оказалась более принципиальной. Хотя, казалось бы, в такое время можно опустить подобного рода пустяки и дать людям спокойно работать. Но нет. При якобы нарушении воздушного пространства российский Су-24 был хладнокровно сбит.

Если все настолько серьезно, и даже сейчас, когда Россия активно занимается уничтожением позиций «Исламского государства», многие страны готовы закрыть глаза на ошибки российских пилотов, удивительно, почему в некоторых государствах на таких оплошностях акцентируют внимание.

Но прежде, чем вернуться к нашим баранам, давайте вспомним, для начала, как та же Турция, к примеру, только за прошлый год насобирала порядка 2,5 тысяч нарушений вторжения в воздушное пространство Греции. 2,5 тысячи, Карл! Это вам не на улочку выйти погулять. И разве на Западе кто-то отреагировал? Разве Афины начали полномасштабную истерику и угрозы, мол, подобьем, тогда посмотрим, как вы запляшете в своей Анкаре. Нет, не было этого. И так, для справки, накануне трагедии на сирийско-турецкой границе, Турция вторгалась в небо Греции более 20 раз в день.


Американские самолеты так же не раз оказывались на чужой территории. Например, в Венесуэле. Но и тогда разведывательный самолет береговой охраны Штатов сбивать никто не стал. Спрашивается: «Почему?» Неужели США такие особенные, или же для них существуют особые привилегии (если судить по логике Эрдогана, по которой каждый самолет, нарушивший чужую границу, должен быть уничтожен).

Те же пресловутые самолеты НАТО, да-да, той самой организации, к которой Турция сразу побежала после того, как сбила Су-24, были замечены в нескольких нарушениях границ с Белоруссией. Удивительно, что батька Лукашенко не пустил в них убойный снаряд.

И, чтобы уж совсем закрепить пройденный материал, давайте вспомним, как наши любимые американцы, борющиеся «за мир во всем мире», несколько раз проводили множество операций, когда бомбардировщики альянса и США с невероятной скоростью неслись к границам СССР, заряженные ядерными боеголовками, дабы проверить реакцию Союза. Что будет? Ударит в ответ со страху? Или же пронесет? Или все-таки удастся спровоцировать?

Но нормальные страны не стали бы провоцировать Третью мировую войну. На данном этапе развязать ее не очень-то и трудно. Стоит просто задуматься, если ли смысл в этих угрозах? И кому они, в конечном итоге, принесут пользу?

Лучшие статьи по теме