Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Канада
  • Священные места в мире. Святые места мира. Здесь становится чище душа. Гора Демерджи в Крыму

Священные места в мире. Святые места мира. Здесь становится чище душа. Гора Демерджи в Крыму

Сегодня мы начинаем цикл рассказов о паломничестве. И я расскажу вам о том, куда вы можете отправиться с нашим паломническим центром, какие необыкновенные места посетить, к каким святыням прикоснуться. Наше путешествие сегодня на Святую Землю.

Когда мы слышим словосочетание «Святая Земля», то в первую очередь православному человеку представляются места, связанные с земной жизнью нашего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и Его Святой Матери- Пречистой Богородицы. Паломничество на Святую Землю – одно из самых древних и непрекращающихся, несмотря ни на какие трудности. Люди уже с первых веков стремились сюда, чтобы своими глазами увидеть места, описанные в ЕВАНГЕЛИИ, своими ногами пройти по Земле, по которой ходил САМ СПАСИТЕЛЬ.

До середины XIX века паломники добирались до Святой земли в одиночку или небольшими группами на собственный страх и риск, совершая свой путь главным образом через Константинополь. Такое путешествие продолжалось обычно около двух лет. Оно было сопряжено с множеством лишений и опасностей, оскорблений и насилий. Многим из паломников не удавалось вернуться на родину.

Однако в XIX столетии удобство и безопасность путей сообщения привели к сильному росту паломничества в Святую землю. Немаловажную роль в этом сыграло учреждение в 1847 году Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и создание в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества.

В наше время интерес к паломничеству вновь усилился, тем более, что передвижение по миру стало гораздо проще. В наши дни паломников доставляет до места назначения комфортабельный воздушный транспорт за 4часа перелета.

И мы рады предложить вам паломническую программу на Святую Землю продолжительностью 4, 8, или 11дней на выбор. Программа поездки составлена так, чтобы вы смогли побывать в самых особо значимых для православного христианина местах, помолиться на Божественной Литургии в Храме Гроба Господня, причастится СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН.

Маршрут включает города: Иерусалим — Вифлеем — Назарет — Кана — г.Фавор — р.Иордан.

Святая Земля сегодня – это Государство Израиль. Оно было провозглашено 14 мая 1948 года. Политическое устройство – парламентская республика во главе с президентом, который избирается Кнессетом (парламентом). Столица государства Израиль – город Иерусалим. Израиль – географически компактная страна. На географической карте она выглядит, как узкая полоска на берегу средиземного моря протяженностью в длину 450 км, в ширину – 135 км. На севере граничит с Ливаном и Сирией, на востоке – с Иорданией, на юге и на юго-западе – с Египтом. Площадь страны 21596 кв.км. – чуть больше площади нашей республики(для сравнения — площадь Чув.Респ =18343кв.км.).

Численность населения –около 7млн человек. Официальные языки – иврит и арабский. Но на английском говорят почти везде, а также, можно повсюду услышать русский язык — более 1 млн. эмигрантов из стран СНГ в свое время переселились в Израиль. С Израилем у нашей страны безвизовый режим.

Паломничество начинается с Иерусалима. Вы посетите огромное количество святых мест связанных с событиями из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, деяниями апостолов.

Начало паломничества — Елеон (Масличная гора), с нее открывается великолепная панорама на Старый город. Почему «Масличная» — потому что склоны этой горы во времена Иисуса Христа были покрыты сплошь масличными садами. Там же на горе Елеон находится место Вознесения Господа , где на камне сохранился отпечаток стопы Господа в момент Его Вознесения. А на самой вершине горы находится Спасо Вознесенский православный женский монастырь, который принадлежит Русской Духовной Миссии . Там захоронен глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), трудами и чаяниями, которого в 19 веке и была создана Русская Духовная миссия на Святой земле. Здесь же находится Часовня Первого и Второго Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи.

Есть на склоне горы место под названием «Доминус Флевит»- это то место, с которого Иисус оплакивал Иерусалим, предвидя разрушение Иерусалимского Храма и грядущие бедствия.

Еще один участок Русской Духовной Миссии на Масличной горе — монастырь св . Марии Магдалины в Гефсимании . Красивейшее место, очень красивый храм. Там покоятся св. мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы ин. Варвары. На его территории находятся Ступени, по которым шел Иисус Христос во время входа в Иерусалим в Вербное воскресение. Камень, на который Богоматерь уронила свой пояс для уверения апостола Фомы.

Неподалеку, здесь же на склоне Масличной горы расположен Православный храм- Гробница Божией Матери. Рядом Гефсиманский сад, в котором растут и плодоносят Маслины — ровесницы Иисуса Христа. Храм всех Наций, алтарем, которого является Камень Моления о Чаше (здесь Христос молил Бога-Отца об избавлении от страданий; на этом месте совершилось предательство Иуды).

Спустившись с горы, мы оказываемся у ворот Старого города

Пешее паломничество по старому городу начинается от Львиных ворот. Недалеко находится Вифезда – «Овчая купель», в одном из притворов которой Спаситель исцелил расслабленного. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (на этом месте, по преданию, стояло жилище свв. праведных Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы).

Крестный путь – путь, по которому шел Спаситель к месту Своей Крестной смерти. Начинается он от Претории – там во времена Иисуса Христа находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Паломники пройдут этим путем, увидят и прикоснутся к камням, которых касалась рука Самого Спасителя. Припадут к Порогу Судных Врат, через которые Он вышел из города по пути на Голгофу.

Главная Святыня для православного паломника в Иерусалиме – это Храм Воскресения или Храм Гроба Господня . Он вмещает в себя все самые скорбные места последних часов земной жизни Спасителя. Святая Голгофа, где Христос был пригвожден ко Кресту. Камень Миропомазания — где тело Господа, снятое с Креста было помазано маслом и миром. Святая Кувуклия – место Гроба Господня. Придел Ангела, где на камне Ангел Господень встретил Жен Мироносиц после Воскресения Господа. Ротонда Гроба Господня. Кафоликон – Греческий Соборный Храм Воскресения Христова. Часовня Главы Адамовой. Придел св. Иоанна Крестителя. Придел св. равноапостольной царицы Елены. Придел Обретения Креста Господня. Пещера Обретения. Придел св. Лонгина Сотника. Придел Возложения Тернового Венца. Придел Темницы Уз Господних. Придел Плачущей Богоматери. Они – свидетели истинно исторических евангельских событий, и их можно потрогать своими руками, припасть к ним с молитвой. «У Гроба Господня Бог слышит вас так, будто вы говорите Ему на ушко…» — любимая поговорка иерусалимских гидов.

В этом месте душа наполняется необыкновенным трепетом, ощущения словами не передать. После того, как человек побывал в этом храме, изменения в душе происходят у всех. Кто-то это ощущает сразу и явно, кто-то позже, после осмысления, но благодать посещает всех.

Еще вы побываете на горе Сион, где увидите какой была Сионская горница Тайной Вечери; Гробницу царя Давида. Храм Успения Пресвятой Богородицы возведенный на месте дома, в котором жила Божья Матерь вместе с апостолом Иоанном последние годы своей земной жизни. С горы открывается прекрасная панорама на православный монастырь св.Онуфрия, принадлежащий Иерусалимской Патриархии, расположенный в долине сыновей Енномовых (Гай бен Енном или Гееном). Панорама на Силоамскую купель – место помазания на царство Иудейских царей, место исцеления Иисусом Христом слепорожденного.

Не правда ли – это все знакомые нам Евангельские места и события!

Следующее из самых значимых мест на Святой Земле это Вифлеем- город Рождения Иисуса Христа. Алтарь Храма Рождества Христова расположен над пещерой, в которой родился наш Спаситель, в этом храме находится чудотворная икона Богородицы «Иерусалимская». Единственная, на которой Божья Матерь улыбается нам. Здесь же Пещера Вифлеемских младенцев с частями их мощей. Еще вы побываете в Греческом пещерном Храме «Поле пастушков », устроенный на месте, где в ночь Рождества Христова трем пастушкам явились Ангелы, возвестившие о рождении миру Спасителя. Гробница свв. Пастухов – свидетелей Рождества Христова. Еще вам покажут Вифлеемское поле, на котором произошла библейская встреча Руфи с Воозом. Здесь же прошло детство и юность царя Давида-Псалмопевца, и он был помазан на царство пророком Самуилом.

Незабываемой станет поездка в Лавру прп . Саввы Освященного – родоначальника палестинского монашества – это единственная обитель в Пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем.

Еще вы посетите Монастырь прп . Феодосия Великого , устроенный на месте пещеры, в которой останавливались волхвы после поклонения Богомладенцу-Христу.

Следующий город на ути паломников – это Хеврон — старейший город праотцев Авраама, Исаака и Иакова, столица царства Давида. Там до сих пор растет Дуб Мамврийский , под сень которого Авраам принимал Святую Троицу. На этом месте сейчас находится Монастырь Пресвятой Троицы — Участок Русской Духовной Миссии.

В городе Вифания есть греческая православная церковь на месте дома Марфы и Марии. На территории церкви есть камень, на котором сидел Спаситель. Тамже, в этом городке расположена гробница св . прав . Лазаря Четверодневного .

Иерихон — самый древний город мира. Там в Греческом монастыре Пророка Елисея есть Древо Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя. Каранталь — Гора Сорокадневного Искушения и Сорокадневный монастырь — здесь Господь сорок дней постился и был искушаем. Чтобы попасть в монастырь, надо подниматься пешком в гору. Довольно круто и высоко. А сам монастырь с низу выглядит, как будто приклеенный к скале.

Затем на пути паломников лежит Монастырь прп . Герасима Иорданского в иорданской долине. Это по пути к Месту Крещения на реке Иордан (Вифавар). Библейское название места – Бейт Маавар. Каждый год в день Крещения Господня вода в Иордане начинает бурлить и река поворачивает вспять свое течение под ликующие возгласы собравшихся.

А еще именно здесь три с половиной тысячи лет назад народ Израиля под предводительством Иисуса Навина вброд переходил через реку Иордан, когда, наконец, вступил на Землю Обетованную после Сорокалетних скитаний по пустыне.

Потом предстоят поездки в другие города, связанные с жизнью нашего Спасителя, Божьей Матери, Апостолов и других святых подвижников: Лидда- храм и гробница св. вмч. Георгия Победоносца Православные всего мира любят венчаться в храме Георгия Победоносца и считают, что заключенный здесь брак будет счастливым; Яффа –подворье РДМ, гробница св. прав. Тавифы; Святая гора Фавор – монастырь Преображения Господня. Каждый год в праздник Преображения, на рассвете, гору Фавор осеняет чудесное облако света как знак особой милости Божией.; Назарет –церковь св. Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы, в Капернауме вас угостят рыбкой Петра; Канна –город первого Чудотворения Спасителя на брачном пиру; Тверия; Магдала – подворье РДМ – место исцеления Марии Магдалины Господом, Святой источник, где Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины и много, много других святых мест. К сожалению, время, отведенное для нашей передачи не может вместить рассказ о всех замечательных местах маршрута, но поверьте, там везде ощущается необыкновенный восторг души и ощущение погружения себя в ту эпоху. Начинаешь понимать Правду Евангелия.

За время поездки паломники в полной мере насладятся природой этих чудных мест. Вы ощутите «другое течение времени», увидите «иное» небо над головой. Я сейчас рассказываю вам о Святой Земле и переживаю заново восторг, который испытывала там.

Трудно описать чувства, сопровождающие паломника в поездке — это просто надо пережить и увидеть. Разнообразие природы, горы, Галилейское море, оливковые деревья, пальмы, каменная пустыня… Не покидает чувство, что находишься Там, Где Ты Должен Быть, посреди Настоящей Истории.

Если у вас есть возможность — не откладывайте это путешествие, т. к. благодать, которую вы ощутите внутри и сохраните — несравнимо больше, чем «радость» от нахождения в отеле Турции или Египта и ленивое плавание в бассейне! Ощущение присутствия Настоящего Чуда и Наполненности будет сопровождать вас, не только пока вы не покинете эти места, но и еще очень продолжительное время потом. Каждый православный христианин хоть один раз в жизни должен посетить эти СВЯТЫЕ МЕСТА!!!

Колесникова Надежда Юрьевна

Помощник руководителя Паломнического Центра Чувашской Митрополии

За последние годы, религиозный туризм становится все более популярным.
Верующих людей становится больше, интерес к религии просыпается.
Религиозные места, очень очаровательны, не зависимо от верований и религий, которые там пропагандируются.
Люди приезжают в эти места, чтобы приблизиться к богу, обрести веру или вылечиться.
Та Прум

Та Прум – один из храмов Ангора, храмового комплекса, посвященного богу Вишну в Камбодже. Он был построен в конце 12-го века нашей эры королем Кхменской империи Джаяварманом VII. Изолированный и намеренно оставленный в джунглях, как и остальная часть храмового комплекса, Та Прум был завоеван дикой природой. Именно этот аспект привлекает больше всего туристов – они мечтают увидеть заброшенный и заросший храм тысячелетней давности.

Кааба

Кааба – самое важное священное место исламского мира. История этого места, как священного, тянется еще задолго до времен пророка Мухаммеда. Когда-то тут находилось пристанище статуй арабских богов. Кааба расположена в центре внутреннего двора Заповедной мечети в городе Мекка, Саудовская Аравия.

Боробудур

Боробудур был обнаружен в 19-м веке в джунглях острова Явы, Индонезия. Этот священный храм представляет собой удивительную конструкцию, включающую 504 статуи Будды и около 2700 рельефов. Полная история этого храма является тайной, до сих пор не известно, кто точно построил этот храм и с какой целью. Также не известно, почему столь величественный храм был заброшен.

Церковь Лас-Лахас

Одно из удивительных по красоте и важных священных мест в мире - церковь Лас-Лахас - была построена всего чуть меньше века назад – в 1916 году – на месте, где по преданию людям явилась Святая Мария. Женщина со своей больной глухонемой дочерью на плечах шла через эти места. Когда она остановилась, чтобы отдохнуть, ее дочь вдруг начала говорить первый раз в жизни и рассказала о странном видении в пещере.
Это видение превратилось в таинственное изображение, происхождение которого не было установлено и в наши дни после детального анализа. На поверхности камня якобы не осталось пигментов краски, хотя она могла глубоко въесться в камень. Несмотря на то, что изображение не реставрировали, оно очень яркое.

Святая София

Собор Святая София в Стамбуле – поистине удивительное место, оно поражает всех, даже не особо верующих ни в Бога, ни в Аллаха. У этого храма завидная история, которая началась со строительства христианской церкви в 4 веке нашей эры византийским императором Константином I. Когда-то это был самый важный христианский храм, пока его не затмил Собор Святого Петра в Риме.
Церковь перестала существовать после завоевания Константинополя турками во главе с Мехметом II в 1453 году, а в здании храма обосновалась мечеть. Несмотря на то, что к Святой Софии были достроены башни - минареты, все внутренние изображения христиан не были уничтожены, а лишь спрятаны под слоем штукатурки.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра – один из удивительнейших католических соборов в мире - расположен в Ватикане. Он является одним из самых святых мест христиан, а сама церковь была построена в 17-м веке. Это не только одно из красивейших архитектурных сооружений, но также одно из самых крупных и вместительных. В соборе могут одновременно находиться до 60 тысяч человек! Считается, что под алтарем находится могила святого Петра.

Святилище Апполона

Храм Апполона был построен ни много ни мало, а 3500 лет назад и до сих пор не забыт. Греки считали его "центром мира", они приходили сюда, как и множество паломников из разных стран для того, чтобы услышать пророчество Оракула Дельфов - находившейся под кайфом жрицы, через уста которой якобы с верующими говорил Бог.

Храм Махабодхи

Храм Махабодхи является одним из самых впечатляющих святых мест в мире и самым священным местом для буддистов. Каждый год сюда приезжают тысячи буддистов и индийских пилигримов, а также множество туристов. Люди верят, что это то место, где Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, став Буддой.

УДК 911.531

Ал.А. Григорьев

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА КАК ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

Что свято?... То, что связует много душ.

Иоганн В. фон Гете (1749-1832 гг.), поэт,

мыслитель, естествоиспытатель.

Вступление. Священные места (почитаемые, святые места, святыни) встречаются на территории всей планеты . Они входят в категорию объектов Наследия, в том числе памятников ЮНЕСКО и в то же время занимают среди них особую нишу. Целью статьи является определение понятие «Священные места» (а оно трактуется автором в отличие от обычно употребляемого в более широком смысле), их классификация, возникновение, информативность как объекта Наследия, значение для народов и для государств.

Подход к определению священных мест . Священные места это места, которым мы поклоняемся. И поэтому они являются особыми, редкими и даже уникальными. Святыни нельзя смешивать с наиболее выразительными, красивыми “уголками” Земли. Они имеют и общее и различное. Общее как раз и видится в их уникальности. Главное же, что их различает – природные и рукотворные (природно-рукотворные) святыни это такие места на Земле, с которыми он связан духовно. И еще: люди поклонялись камню не потому, что он камень, а потому что он священный . Эти слова выдающегося современного философа Мирча Элиаде , по-моему, позволяют еще четче выделить священные места среди других уникальных феноменов.

Святыни весьма не одинаковы, не похожи друг на друга. Это может быть «дикий» камень – какой-нибудь валун или храм на берегу реки; какое-либо дерево или поле сражения, на котором была пролита кровь предков. Какие же места можно отнести к священным, и почему у людей возникает мироощущение такого места – об этом и пойдет речь в этом разделе. Однако сначала остановимся на корне слова святой.

Исследователи корня слов святая, святой, святое свят (филологи И.А. Летова, В.Н.Топоров, О.М.Фрейденберг) пришли к выводу, что он связан с древними (языческими) представлениями славян о покровительстве свыше над теми или иными местами или явлениями. Более того, слово святой родственно греческому слову, обозначавшему вещи, явления (предметы), связанные с космосом, с верховными силами (например, бог-дерево, бог-местность).


В ведущих религиях мира свет, даруемый людям Солнцем, рассматривается как главное жизненное начало. Ведь и сама жизнь есть противоборство света и тьмы (последняя олицетворяет смерть). Солнце (как главный источник света) считается светом Будды, глазом Вселенной для индусов, всевидящим и всезнающим глазом Аллаха для мусульман, символом праведности для христиан (рис.1).

Рис.1. Солнце: Илл. к стихотворению «Солнце» в гостях у Маяковского. Худ. Д. Бурлюк. (Нью-Йорк. 1925).

Интересно, что только у русских в настоящее время корень слова святой (свят ) практически совпадает со словом свет . Свет у славян и русских во всех своих значениях, так или иначе, восходит к Солнцу, как его главному источнику. Понятия же святой (святое, святая) или священное также связаны с высшим проявлением «небесных» сил на Земле, с Солнцем.

Выдающийся философ и религиозный мыслитель П. Флоренский приравнивал свет к Богу, как высшему началу на Земле: «Бог есть свет, и это не в смысле нравоучительном, а как суждение восприятия… славы Божией: созерцая ее, мы зрим единый, непрерывный неделимый свет » . По его мнению, свет есть полная противоположность тьмы: «Свет есть свет беспримесный, чистый свет, в коем «несть тьмы ни единыя ».

Интересны конкретные наблюдения, доказывающую несомненную связь святости с белым цветом . Так, в частности, Белое море вероятнее всего названо таким образом не только и не просто за удивительную красоту белого, молочного цвета своих вод (а зимой снежно-ледового покрова). Белый цвет у славянских и других северных народов с давних пор считался признаком святости, необыкновенной запредельности (рис.2)


Рис.2. Белое море. У Соловецких островов. Худ. М. Нестеров: «Молчание».1903 г.

Особенно сказанное относилось к водным объектам – рекам, озерам, причем независимо от цвета их вод. - Которые уже по своей «водной» основе всегда выделялись среди прочих и чаще других назывались святыми. Те же из них, которых еще отличала и белизна вод, выделялись в наибольшей степени. Они ставились уже в ряд не просто физически, материально, но и, в высшей степени, духовно примечательных мест.

Священные, они же святые, места и отличаются от всех прочих своей связью со Светом, Солнцем, неким высшим началом для жизни. Именно там, на них происходят чудесные видения, знамения, просто чудеса в обыденной жизни (не связываемые с теми или иными религиозными представлениями). У человека, верящего в исключительную особенность таких мест и находящегося на них, происходит озарение (а это опять Свет).

Священные места в системе святынь. Наряду с религиозной трактовкой понятий святой, святая и святыни встречается и другая – гражданская. Согласно ей “святое” это что-то самое дорогое, заветное, сокровенное. Именно такой широкий взгляд на понятие “святое” отражает также мнение некоторых известных философов и писателей. Попробуем оттолкнуться от их взглядов и также шире посмотреть на родственное понятие – “святыни”.

Начнем наше сравнительное рассмотрение с представлений А.С.Пушкина. В стихотворении «Два чувства» поэт называет святыми пепелище и отеческие гробы. Впрочем, ясно, что и сама земля, их природное окружение для него столь же священны. Именно так он относился к ландшафту, природному уголку на Псковщине, землям своих предков. Там для поэта свято было все: и лес, и речка, и поля.

Философ П.Флоренский под святынями понимал “то, что находится над обычным, естественным, обыденным” . Иначе говоря, это нечто необыкновенное, возвышенное. Из этого следует, что один из видов святынь – природные феномены являются не просто красивыми местами (а такие можно найти в любом районе Земли). К ним могут быть отнесены такие природные (и природно-рукотворные) уголки Земли, не обязательно самые фотогеничные, более того, совсем не зрительно выразительные, но обязательно возвышающие человека духовно.

Очень точно подметил еще одну особенность святынь, объединяющую людей в духовном плане, писатель и философ И.В.Гете: “Что свято ? - задает И.В. Гете вопрос в одном двустишии и отвечает: "То, что связует много душ ". С ним соглашается другой философ Г.В.Ф. Гегель, который и приводит слова Гете . И в самом деле, Ганг или Волга – святыни для всех индусов или россиян, они в их душах, даже тех из них, кто не побывал на берегах этих рек.

Еще одну важную черту святынь подмечает филолог и этнограф-путешественник В.И. Даль: “ святыни это что кому свято, чему поклоняемся, чтим нерушимо” . Священные места не только нечто возвышенное, существующее в нашем сознании, в наших душах. Это также и реальные, земные явления, которым мы поклоняемся, предмет высшего почитания. Из сказанного вытекает, что к святыням относятся только такие уголки Земли, которые оказали большое влияние на человека, которые озарили его, помогли (оберегли) или даже защитили.

Писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» определенно связывает понятие святыня с местом рождения, с Родиной. По его мнению, русский поймет европейца за своего человека, если тот поймет и полюбит его святыни: “Полюби сперва святыню мою, почти ты то, что я чту, тогда ты точно таков как я ” .

Конечно, природные святыни не просто некие достопримечательности природы, а рукотворные (природно-рукотворные) святыни не только некие феномены сотворчества рук человека и природы. Ими могут быть совсем не притязательные в этом отношении места. - То есть не самые выразительные в зрительном ряду и не самые значительные и интересные в геологическом, биологическом, архитектурном и других смыслах. Для русских они будут одни, для арабов – другие, для каждого народа свои.

Следует заметить, что природа всегда играла важную роль в жизни людей и народа в целом. Вспомним размышления историка В.О. Ключевского о роли природной обстановки в формировании Русского государства . Одним из первых он заметил большую роль в жизни нашего многонационального народа, образования Руси трех природных стихий – леса, степи и рек. Этот взгляд историка во многом современен. Он помогает понять и сущность природных святынь. Это такие природные уголки в лесах, степях или на берегах рек, которые в прошлом оказали особые услуги русскому народу. В одних случаях они дороги уже потому, что сама природа помогла выстоять россиянам, устоять от врага. Так в ХХ веке случилось на Волге, которая послужила преградой для фашистов.

В других случаях такие особые земли священны потому, что они служили местом ссылки или добровольного уединения, бегства от мирской суеты, притеснений, несправедливости, в том числе на Соловки и Алтай (и там, и там расположены объекты наследия ЮНЕСКО). Наконец, есть места, с которыми связаны судьбы великих граждан той или иной страны или даже мира (в России, например – Петра Первого – а без него трудно представить окрестности Санкт-Петербурга).

По мнению нашего современника географа и историка Л.Н. Гумилева, русский народ (этнос) возник как своеобразная органическая составляющая ландшафта Русской равнины . - Причем природный ландшафт оказал существенно большее влияние на образование народа, чем социальные причины. Если прислушаться к мнению Л.Н. Гумилева, тогда природные святыни и будут соответствовать важным, даже ключевым моментам в жизни народа (и не только, разумеется, русского или россиянина) в определенных местах его проживания.

Согласно философу Мирча Элиаде люди примитивного общества отождествляли священное с могуществом . Не отсюда ли и в святынях люди и сейчас черпают свои силы? Во всяком случае, в России россияне, сражаясь за Волгу, за священные города, в том числе за Ленинград, ощущали необыкновенный прилив сил.

Так же как и более широкое понятие “святыня”, понятия природные и рукотворные (природно-рукотворные) священные места не могут быть связаны и объяснены только религиозными представлениями. Вместе с тем религиозные представления, несомненно, весьма существенны в формировании понятия святыни. И не случайно, ведь поклонение наших предков начиналось именно с Земли, с могил предков.

Нужно также заметить, что понятие «священное» может быть связано с такими разными понятиями как Религия и Культура. Поэтому все рассматриваемые в статье священные места могут быть связаны как с верой, религией (в том числе с православной церковью), так и с историей, культурой. В связи с этим интересны размышления философа Н. Бердяева: «Существует не только священное предание церкви, но и священное предание культуры… Культура произошла из культа. В культе же всегда есть связь живых и умерших, настоящего и прошедшего…И культура получила в наследие от культа… почитание могильных плит и памятников, это поддержание священной связи времен » .

Происхождение священных мест и их экологическая обусловленность. Святыни появились в глубокой древности. С языческих времен люди верили в могущественные силы природы, в сверхъестественные, божественные силы, которые ими управляли. И поэтому реальные объекты их веры, камни ли, деревья ли, несомненно, и стали одними из тех, которым люди поклонялись. Постепенно к святыням стали причислять все, что, так или иначе, связано с событиями “священной” истории, Однако ближе к нашему времени святынями стали называть и не обязательно объекты или явления, связанные с культовыми, религиозными событиями, обрядами.

И все же большинство (если не все) священных мест древности возникло отнюдь не только из-за поклонения божествам, духам, а, прежде всего, вследствие естественных потребностей человека в ориентировании в пространстве и во времени. Эти умения были жизненно необходимы человеку – как пища и вода, которые, кстати, он не мог в должной мере без них получить. Без знаний и умений в этом человеку угрожали всевозможные опасности (голод, стихийные и другие природные бедствия, враги).

Древнейшие места ориентирования по Солнцу - мегалиты, лабиринты, мегалитические храмы практически сразу же становились священными, поскольку с их помощью получались необходимые знания. – Таков новый, географо-экологический подход к пониманию сакрализации географического пространства, основанный на полевых исследованиях (в том числе астроархеологических), предложенной Г.Н. Параниной и Л.С. Марсадоловым , развиваемый также автором . Сакрализация пространства в древности происходила, прежде всего, в местах, выбранных для ориентирования. Таким образом, она была экологически обусловлена.

Каждодневные заботы о добывании пищи охотой, рыболовством, собирательством, выбор места для благоприятного безопасного проживания, а позднее для земледелия. - Умения читать признаки надвигающихся природных явлений, представления о смежных территориях, других народах, о возможных путях передвижения в более безопасные, благоприятные районы – все это требовало совершенных знаний о местоположении в пространстве и во времени.

Естественные (природные) и рукотворные феномены, которые помогали получить и закреплять полученные знания, становились не просто необходимыми для жизнедеятельности. Они были своего рода «ключами» для существования и потому тщательно оберегались, становились сакральными. Такие знания становились уделом избранных.

Стоит заметить, что места или центры ориентирования (а в древности это мог быть мегалит, лабиринт, а позднее на их месте храмы) и в самом деле несли людям свет – свет знаний, полученных с помощью света от Солнца (в процессе ориентирования на местности).(Поэтому близость слов свет и свят , по крайней мере, в русском языке, это не игра слов. Между ними – глубинная связь. Примером может служить Круг Бродгара – кольцо из менгиров диаметром 104 м, которое согласно легендам называлось Храмом Солнца (рис.3). Этот кромлех – неолитическое сооружение, построенное в период 2000-2500 л. до н.э., включено в Список ЮНЕСКО (Памятники неолита на Оркнейских островах).

Сознательно или бессознательно священные места, связывались с высшими, непонятными силами, духами, божествами, «навечно» закреплялись в сознании, обрастали всевозможными легендами. Со временем были изобретены другие способы ориентирования в пространстве и во времени. Однако подобные знания всегда были уделом немногих. Знания о сакральных местах, оторванные от их первичного использования, тем не менее, сохранились в памяти народа, вошли в культуру . Во многом этому способствовало «наследование» священных мест.


Рис.2. Круг Бродгара – древний Храм Солнца. Оркнейские острова. http://wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Ring_of_Brodgar_6.

Классификация священных мест. Их можно разделить на две большие группы: 1.природные и 2. рукотворные. В первую группу входят деревья, камни, родники (ключи), холмы (горы), реки, озера. Ко второй группе священных мест принадлежат места сражений и, особенно, великих битв, ландшафты, “отмеченные” храмами, бастионы (крепости) на берегах рек, озер, ландшафты “отмеченные” церквями, монастырями, просто крестами, некоторые старинные усадебные или дворцово-парковые ансамбли . У рукотворных святынь и природное окружение и архитектурные (инженерные) сооружения взаимно дополняют друг друга.. Поэтому рукотворные священные места можно также именовать и природно-рукотворными, подчеркивая их неразрывную связь с природным окружением.

Следует отметить, что грань между собственно природными и рукотворными святынями иногда хрупка, прозрачна. В самом деле, Волга, великая река России, или Ганг, великая река Индии, во многом потому священны, что с ними связано множество важнейших исторических, культурных и религиозных событий в жизни народов, живущих по берегам и притокам этих рек, более того, этих государств в целом.

Священные места можно также разделить на несколько групп в зависимости от их значимости. Одни из них являются таковыми для небольшого круга людей. Это, например, какой-нибудь родник с целительной водой, который посещают жители одной или нескольких близлежащих деревень. Следующие группы особо почитаемых священных мест – локальной и региональной значимости. Речь идет о таких феноменах, о которых знают жители какой-либо местности или (соответственно) какого-либо большого района, края. Святыни более высокого ранга – национальные. К ним принадлежат такие феномены, которые одинаково дороги жителям самых разных районов России или любой другой страны. Наконец на Земле есть природные уголки, которые имеют вненациональное, мировое значение. К ним, несомненно, можно отнести реку Иордан, озеро Байкал или гору Фудзияма и гору Арарат.


Рис.3. Священная гора Килиманджаро (Танзания-Кения, объект ЮНЕСКО) http://phototravelguide.ru/

Святыни мирового уровня также входят и в Список Наследия ЮНЕСКО (в том числе и упомянутые Байкал и Фудзияма), но далеко не всегда. – Иногда явно по политическим соображениям. Такова всемирно известная гора Арарат (территория Турции), священный символ Армении. Иногда - из-за сильной освоенности территории, как например, р. Иордан и р. Волга, святыни (соответственно) для Израиля (и далеко не только для него) и России. Впрочем, отдельные объекты на берегах обеих рек являются памятниками ЮНЕСКО.

Священные места весьма разновозрастные. Среди них есть возникшие в наше время, уже в ХХ веке, и такие, которые образовались несколько тысячелетий назад. Несомненно, природные почитаемые феномены должны быть древнее рукотворных. Природно-рукотворные святыни – “сплав” рукотворных сооружений (храмов, крепостей, городов…) с ландшафтом, с землей, сыгравших большую роль в жизни людей, иногда в критические моменты их жизни. Возраст некоторых из них – до нескольких тысяч лет. Однако большинство наиболее древних языческих сакральных мест в настоящее время все же перестали быть объектами поклонения.

В заключение этого раздела подчеркнем уже упомянутое ранее – все священные места подразделяются на религиозные святыни и святыни нашей культуры. Причем вторые, казалось бы, не имеющие никакого отношения к религии, ассоциативно в людском сознании сравниваются с первыми и воспринимаются так же как нечто высшее, исключительное и даже божественное. Вспомним, как приезжие из далеких мест, которые впервые увидели дворцово-парковые ансамбля Петергофа, Пушкина или Павловска в окрестностях Санкт-Петербурга (объекты ЮНЕСКО) иногда называют увиденное божественным творением.

Распространение и «энергетика» священных мест. В каждой стране мира, а точнее, на территории проживания того или иного народа, священные места обладают своими особенностями и в то же время некоторыми общими чертами со странами-соседями. Объясняется это природной обстановкой и особенностями историко-культурного развития каждой из стран. Так, повсеместно к священным феноменам относят различные водные объекты: реки, источники, озера. В ряде равнинных стран реки издавна были главными организующими звеньями, как в природном, так и в социальном отношениях. Именно они, главные артерии страны, почитались как священные места. Вспомним Нил, Волгу, Ганг (рис.3).

В горных странах к самым почитаемым местам относят выдающиеся горы, реже целые хребты. Это не удивительно, поскольку жизнь горных народов во многом подчинена именно горам, которые дают людям все необходимое, достаточно вспомнить такие горы, как Фудзияма в Японии (объект ЮНЕСКО) и Килиманджаро в Кении на границе с Танзанией (национальный парк Килиманджаро – объект ЮНЕСКО), гору Кайлас в Тибете (пока еще не входящую в Список ЮНЕСКО). Несомненно, что к священным люди, прежде всего, относят места, поразившие их своим величием, проявлением могучих сил и энергии.

В странах Европы, территория которых подвергалась воздействию либо древних ледников, надвигавшихся с севера, либо, скорее, океана (идут споры), среди священных феноменов немало валунов – окатанных камней, принесенных из скалистой Скандинавии. Такие валуны, почитаемые до сих пор, можно встретить в Дании, Швеции, Польше, России. В России среди священных природных мест первенствуют ключи (родники). Они дают возможность людям «прикоснуться» к одной из самых почитаемых основ жизни – чистой воде. И хотя территория России отнюдь не пустыня и на большой площади изобилует реками и озерами, именно ключи у нас особенно почитаемы.

От страны к стране изменяется и отношение людей к деревьям, что определяется географическими особенностями их распространения, различием природных особенностей на территории разных государств и, конечно, национальными особенностями восприятия тех или иных деревьев. Так в лесостепной Украине среди почитаемых деревьев первенствуют дубы, а в таежных ландшафтах севера европейской России – ели и сосны.

Рис.4. Волга – священная река. «Над вечным покоем». Худ. И. Левитан.

Историко-культурное и религиозное развитие страны неотрывны от природы ее территории. В силу этого формирующееся геокультурное и места поклонения в его пределах специфичны в пределах каждого государства, а также распространения того или иного этноса. В Англии среди древних священных мест особенно много холмов-курганов. В большинстве своем это места древних кельтских захоронений и еще более древних мегалитических сооружений. Среди них выделяется Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет, Стоунхендж (памятник ЮНЕСКО) и холм Силбери-хилл в Уилтшире, (входит в объект ЮНЕСКО Неолитический комплекс Эйвбери).

В России немало «уголков», почитаемых потому, что там пролилась кровь ее жителей, которые защищали свою землю от врагов-пришельцев. Особенно памятны, например, места былых сражений во время Второй мировой войны, называемой в России Великой Отечественной.

В разных странах мира особым уважением пользуются отдельные руководители государств, которые сыграли выдающуюся роль в процветании своего государства, в защите его от врагов. В России это Петр Первый, называемый также Петром Великим. В Англии это Уинстон Черчилль. У шведов это Карл ХΙΙ. Во Франции это Шарль де Голль. Места, связанные с их жизнью, деяниями, в каждой из этих стран почитают. В России, например не счесть дубов, под которыми якобы отдыхал или которые посадил Петр Первый.

В США в скалах Черных гор (Блэк Хилс) в штате Вайоминг, на священном месте индейцев, были вырублены (на горе Рашмор) огромные лики президентов страны. И хотя роль их в истории страны весьма не одинакова, вместе взятые они сделали это место знаковым для американцев (это Национальный монумент США). А они, как известно, в большей мере, чем жители многих других государств, гордятся тем, что являются гражданами своей страны.

Специфической особенностью государств, в которых господствовала коммунистическая идеология, является распространение почитаемых мест, связанных с ее вождями, с событиями коммунистической истории. В Китае, например, это места проживания или каких-либо важных моментов в жизни и деятельности китайского вождя Мао-Цзе-дуна. В России до сих почитаются «уголки» земли, овеянные воспоминаниями о великом основателе и руководителе советского государства В.И. Ленине. Мавзолей с телом В.И. Ленина – часть ансамбля Кремля и Красной площади Москвы (объект ЮНЕСКО).

Большое распространение во всех странах мира имеют религиозные святыни. Их характер меняется в зависимости от религиозных воззрений населения. У многих народов Сибири, Севера Европейской части России среди почитаемых мест наблюдаются различные природные феномены – камни, пещеры, скалы, к которым приурочены языческие святыни северных народов России. Тибет это земля монастырей, по количеству которых и по значению среди других священных феноменов он не сопоставим ни с одним районом мира. Ансамбль дворца Потала в Лхасе – главного религиозного центра ламаистов Тибета входит в Список ЮНЕСКО. Среди религиозных священных мест в Индии господствуют места, связанные с буддизмом и индуизмом, в России – с православием и исламом, во Франции – с католицизмом.

Как уже говорилось, важнейшее свойство священных мест это чудеса. Наука не всегда дает ответ на их происхождение. Тем не менее, именно из-за чудесных явлений, происходящих на священных местах, их иногда причисляют к своеобразным энергетическим центрам планеты. Исследователями не традиционной науки, прежде всего физиками и химиками, в местах расположения некоторых священных мест зафиксировано (методом биолокации) наличие некоего энергетического поля. Оно было обнаружено на о. Валаам на Ладожском озере (Предварительный Список ЮНЕСКО), а также в Сергиевым Посаде под Москвой, где расположена Троице-Сергиева Лавра (объект ЮНЕСКО). Аналогичные аномалии выявлены и в ряде священных мест на территории Англии, в частности в районе Стоунхенджа (объект ЮНЕСКО) (рис.5).

Рис. 5. Древнейшая мегалитическая обсерватория и одновременно святилище Стоунендж. Англия .

Ряду священных мест, как известно, присущ эффект исцеления. Такое воздействие оказывают на людей некоторые священные камни, деревья, источники. Широко известно также, что отдельные природно-рукотворные феномены оказывают воздействие на психику людей: просветляющее или, наоборот, угнетающее. К ним принадлежат, в частности пирамиды в Египте (памятник ЮНЕСКО).

Замечу также, что в России установлена связь некоторых почитаемых мест разного масштаба – от отдельных церквей до городов - с трещинами в горных породах (разломами горных пород). Через трещины может осуществляться подток к поверхности земли глубинных подземных вод, в том числе и термальных (нагретых), и обогащенных редкими химическими элементами. Через них также может происходить выделение в атмосферу различных газов.

Примером глубинного воздействия, недр земли, на формирование священного места может служить Дельфийский оракул в Греции (комплекс храмов в Дельфах - объект ЮНЕСКО). Как сейчас установлено, действительно именно в районе Дельфийского оракула в то время, в течение нескольких сотен лет по трещинам горных пород происходило излияние подземных газов (этана, метана и этилена, следы которых были обнаружены в известковом туфе непосредственно под святилищем).

С позиции традиционных наук научных объяснений воздействия священных мест на человека нет. Можно только предположить направление этого влияния на психику, на душу человека.

Эволюция природных и рукотворных святынь . Священные места – составная часть природно-исторических территорий, геокультурного пространства. Для каждой такой территории свойственны свои составляющие, то есть те природные элементы, которые значимы для жизнедеятельности людей, и специфические культурные элементы, отвечающие уровню культурного развития и освоения местности. Природно-историческая территория изменяется со временем и каждому его отрезку, исторической эпохе, свойственен свой элемент геокультурного пространства.

Сказанное в равной степени относится к природным и к рукотворным святыням. Такие места являются особенно чувствительными ко всем “идеологическим” изменениям в обществе. Поэтому, как правило, новая религия, новое культурно-историческое сознание всегда отрицало старое.

На месте каменных знаков (в том числе менгиров) на дорогах устанавливались часовни. Там, где были языческие святилища, после их разрушения по всей Европе сооружались, христианские храмы. Так произошло, например, на языческом сакральном месте, на острове Коневец, на Ладоге. На месте уникальных разрушенных древних мегалитических святилищ на островах Белого моря и Ладожского озера воздвигнуты (соответственно) комплексы сооружений Соловецкого (объект ЮНЕСКО) и Валаамского монастырей (Валаамский архипелаг – в Предварительном Списке ЮНЕСКО).

Огромный насыпной холм Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет – одно из почитаемых христианских мест в Англии. Согласно христианской легенде в нем спрятана чаша Св. Грааля, из которой по преданиям пил Иисус Христос во время Тайной Вечери . Одновременно этот холм фигурирует в мифах кельтов. У них, в дохристианский период, он также был священным местом.

В бывшем СССР такая традиция – разрушения старых священных мест и наследованиях их новыми символами существовала и в советское время. В Мурманске на одном из плато на месте древнего языческого святилища и одновременно одного из центров древнего ориентирования, от которого сохранились отдельные самые крупные мегалиты – сейды, сооружен огромный современный мегалит. - Над Мурманском возвышается железобетонный памятник воинам-защитникам города. Таким образом, память о священности самого места передается «по наследству».

На территории Франции соборами и церквями отмечена линия нулевого (Парижского) меридиана, вдоль которого они построены. В церкви Сен-Сюльпи в Париже сохранился гномон – в виде размеченной делениями медной полоски. На нее, ориентированную с юга на север, попадал солнечный луч, фиксация которого позволяла определять суточное и годовое время. На месте храма в X веке находилась часовня, она же была возведена на месте мегалитического святилища и одновременно – центра ориентирования . Целая сеть подобных линий, ориентированных по странам света и значимым направлениям солнцестояния, связывающая сакральные места и одновременно центры древнего ориентирования (мегалиты, на месте которых ныне находятся храмы), выявляется и на Русской равнине .

Заключение. Таким образом, понятие «священное» может быть связано, во-первых, с такими разными понятиями, как Религия и Культура. Во-вторых, для всех святынь характерна их экологическая зависимость, а для религиозных – и экологическая обусловленность генезиса. Отметим наиболее важные аспекты священных мест как таковых и их исследования.

Устремления людей обращены не столько к религиозным, сколько к священным местам нашей Культуры. Одни из них – личные, известные только одному или нескольким людям (говоря словами философа Мирча Элиаде – это «места его личной Вселенной »), другие – общенародные. И те, и другие связываются в душах россиян с понятием Родина.

Святыни являются своеобразными энергетическими, духовными центрами Земли, сила воздействия которых на людей имеет природное начало (впрочем, во многом еще не объяснимое). Они относятся к высшим духовным ценностям человечества. Сказанное убеждает в особой уникальности священных мест, которые являются важнейшими ключевыми духовными и одновременно материальными центрами планеты. Многие священные места являются важнейшими составляющими Всемирного наследия (рис.6). Разные феномены такого рода несут сведения о различных сторонах событий и явлений истории Земли и человечества. Святыни разного возраста отображают состояние геокультурного (или природно-исторического) пространства на определенном историческом этапе, являясь его памятными местами.

Рис. 6. Храм на Нерли. Россия. Памятник Всемирного Наследия.

Значимыми для любого государства являются все святыни – любого вида и возраста, в том числе доисторические – петроглифы, мегалиты.- Это и духовное и материальное историко-культурное богатство страны. Священные места могут быть никак не связаны с проживающими ныне народами, однако именно они имеют вненациональное и даже мировое значение. К сожалению, в отличие, например, от Великобритании, в России мегалитам Севера ее Европейской части, Урала, Дальнего Востока не уделяется почти никакого внимания.

Священные места, как сверхценные феномены для человечества в целом и для отдельного человека, являются не просто вехами его культурного развития. Носители памяти о прошлом, они представляют собой своеобразные ориентиры в духовной жизни человека. Глубокое значение святынь состоит в том, что они привязывают народы к определенной территории, отдельных людей к своей Малой Родине. Они важны для осознания идентичности личности, этнической группы, народа, «привязывая» их к земле. В этом отношении для России показателен опыт соседней Монголии. – Исследование, систематизация и охрана священных мест в этой стране происходит на государственном уровне, под эгидой Министерства Культуры, Образования и Науки . Впрочем, и в России их изучение - составная часть концепции обучения основам страноведения в Санкт-Петербургском университете . Однако этого явно недостаточно.

Выявление и сохранение священных мест имеет явную экологическую направленность. – Оно важно для сохранения разнообразия природных и культурных ресурсов – необходимого условия развития социума. Следует согласиться с проф. К.М. Петровым, что Культура (и таким образом – Наследие – Ал.Г.) играет существенную роль в сохранении социума, поддержании среды обитания благоприятной для жизни. Добавлю, что особенно значима при этом роль священных мест как «квинтэссенции» памятников Наследия.

Литература

1. Бердяев Н. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л.: Лениздат,1991. С.45-67.

2.Гегель Г. В.Ф. Эстетика // Собр. соч. Т.3. М., 1971.

3.Григорьев Ал. А. Священные места планеты. СПб. Изд. АССПИН, 2003. 365 с.

4.Григорьев Ал. Священные места России (2-е изд.). СПб.: ВВМ, 2004. 369 с.

5.Григорьев Ал.А. Священные места Озерного края России. СПб.: Каф. страноведения и междун. туризма СПб ГУ. Изд. 2-ое, 2010. 368 с.

6..Григорьев Ал. А., Зелюткина Л.О., Исаченко Т.Е., Коростелев Е.М., Паранина Г.Н., Севастьянов Д.В. Древнее Наследие Северо-Запада России и рекреационное природопользование. СПб.: Астерион, 2013. 152 с.

7.Григорьев Ал.А., Паранина Г.Н. Древнее наследие Северо-Запада России. Географические аспекты. СПб.: Астерион, 2012.130 с.

8.Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства: легенда о государстве пресвитера Иоанна, М. 1970. 250 с.

9.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.-СПб. 1881-1882.

10..Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука,1981.

11.Ключевский В.О. Сочинения в 8 т. М. 1956, т.1. 340 с.

12. Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н. Салбыкский археологический комплекс как объект природного и культурного наследия // Известия РГО, Т.143, вып.2.2011. С .79-90

13.О" Нейл. Р. Таинственный мир (пер. с англ.). Н. Новгород,1995. 456 с.

14.Паранина Г.Н. Свет в лабиринте. Географическое пространство, время, информация. СПб.: Астерион, 2010. 130 с

15.Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.: Академия. 2008, 256 с.

16. Теребихин Н.М. Лукоморье. Архангельск: Поморский ун-т,1999. 367 с.

17.Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Наука, 1996. С.46-67.

18.Черемин Н.Б. «Светское» и «священное» // Пути России: ценности и святыни. СПб. – Н. Новгород: Наука,1995.С.34-46.

19.Элиаде М. Священное и мирское (пер. с француз.) М.: Изд. МГУ, 1995. 234 с.

20.Michell J. The Earth Spirit. It ways, shrines and mysteries. N-Y, 1975. 356 p.

21.Molyneau[ B.L. The Sacred Earth. MacMillan a. Duncan Baird Publ. London,1995. 346 p.

22.Wightman B.A. Sacred landscapes and the phenomenon of light // The Geograph. Review . V . 86. N . 1. 1996. P .56-67.

23. Urtnasan N. Sacred sites and their role in conservation of cultural and biological diversity in Mongolia // Mongoliana. The Information Guide for Mongolia. Guide to Tourism, Culture, History.2010. P .67-75. www . Ub - Mongolia . Mn .

Важнейшие священные места на планете

В последнее время все более популярным становится религиозный туризм. Верующих с каждым днем становится все больше, у людей просыпается интерес к религии.
В любом случае, очарование религиозных мест не зависит от верований и религий, которые там продвигаются. Люди приезжают сюда, чтобы приблизится к святому, обрести веру и душевное равновесие.

1. Та Прум.


Представляет собой один из храмов Ангора – храмового комплекса, посвященного богу Вишну в Камбодже. Храм возведен в конце 12-го века н.э. королем Кхменской империи Джаяварманом VII. Сооружение находится в джунглях и выглядит как заросший и заброшенный храм тысячелетней давности.

2. Кааба.


Это самое важное священное место для исламских верующих. Его история началась еще за долго до времен пророка Мухаммеда. В свое время здесь находилось пристанище статуй арабских богов. Кааба расположено в городе Мекка (Саудовская Аравия).

3. Боробудур.


Это священное место было обнаружено в 19-веке в зарослях острова Явы, Индонезия. Его удивительная конструкция включает 504 статуи Будды и примерно 2700 рельефов. История храма остается пока что загадкой, так как до сих пор не известно, кто построил этот храм и с какой целью. Также интересен вопрос, почему столь восхитительное сооружение было заброшено.

4. Церковь Лас-Лахас.


Восхитительная по красоте церковь Лас-Лахас была возведена в 1916 году на месте, где, согласно преданию, людям являлась Святая Мария. Согласно одной из легенд, женщина со своей больной дочерью шла через эти места. Когда она остановилась, чтобы отдохнуть, ее дочь вдруг начала говорить.

5. Святая София.


Поистине удивительный Собор Святой Софии в Стамбуле имеет очень длинную историю. Когда-то он был христианской церковью, основанной византийским императором Константином I (4 век н.э.). после завоевания Константинополя турками церковь перестала существовать, а на ее месте была основана мечеть. В Соборе Святой Софии внутренние изображения христиан не были стерты, а лишь спрятаны под слоем штукатурки.

6. Собор Святого Петра.


Красивейший католический Собор Святого Петра расположен в Ватикане. Был возведен в 17 веке. Помимо звания самого красивого, этот собор считается и самым крупным и вместительным (до 60 тысяч человек!). Бытует мнение, что под алтарем находится могила святого Петра.

7. Святилище Апполона.


Этот храм был возведен 3500 лет назад. Для греков это был «центр мира», не только они, но и тысячи других паломников приходили сюда, чтобы услышать пророчества Оракула Дельфов – жрицы, через уста которой вроде как с верующими говорил Бог.

8. Храм Махабодхи.


Это самое святое место для буддистов. Ежегодно сюда приезжают тысячи верующих, а также туристов. Буддисты верят в то, что здесь Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, став Буддой.

9. Луксорский храм.

Мир путешествий

2284

22.08.14 11:03

В России множество красивейших святых мест – к ним ежегодно устремляются миллионы православных паломников. Это и Оптина пустынь, и Дивеево, и остров Валаам, и Александро-Свирский монастырь, и Троице-Сергиева лавра. Но сегодня мы поговорим о священных местах, находящихся далеко за пределами России.

Самые красивые святые места на Земле: настоящее величие

Аборигены, кельты, майя

Национальный парк, находящийся на Зеленом континенте, Улуру-Ката Тьюта, по праву считается одним из объектов Всемирного наследия. А скала Улуру, возвышающаяся над равниной, – это святилище местных аборигенов. Они верят, что духи предков до сих пор хранят покой австралийцев. Гигантский монолит из песчаника украшают рисунки, нанесенные много веков назад. Это божества-покровители обитавших тут племен.

В жизни язычников, населявших когда-то Британию, огромную роль играл Гластонберийский холм (сейчас он чаще именуется холмом святого Михаила). Именно здесь, как считали кельты, был вход в дом владыки преисподней. В XII столетии монахи объявили, что в Гластонбери ими были найдены гробы венценосной пары – Артура и Гвиневры. Сегодняшние оккультисты склонны предполагать, что именно тут находится Авалон.

«Священный сенот» – так называется воронкообразный колодец, дело рук самой природы. Майя использовали его для своих жертвоприношений. Обнаружили его при раскопках мексиканского древнего города Чичен-Ицы. В недрах этой скважины погибли те, кого жрецы приносили в жертву во времена засухи (на дне найдены человеческие кости, а также украшения, золотые колокольчики, чаши, ножи).

Достигший просветления и священные горы

Индийский городок Бодх-Гая – святыня буддистов. Именно здесь, по их мнению, к Будде снизошло просветление – перед этим принц Гаутама (мирское имя Будды) трое суток медитировал под ветвями дерева Бодхи. Спустя два с половиной века в эти места прибыл правитель империи Мауриев Ашока, основавший величественный храм Махабодхи.

Тибетская вершина Кайлас (6638 м) считается священной горой, причем, у представителей сразу четырех религиозных течений. Так, приверженцы индуизма думают, что Кайлас – небесная обитель Шивы, а буддисты почитают вершину как дом одного из воплощений Будды. До макушки пика пока никто не смог добраться (все попытки покорить гору пресекаются верующими).

Другая гора, египетский Синай, – еще более прославленная святыня. Ведь именно в этом месте Моисей получил от Бога 10 Заповедей (так свидетельствует Библия). У подножия, на месте воспламенения куста терновника (Неопалимая Купина), был выстроен монастырь Святой Екатерины.

Мусульманские святыни

Более 10 тысяч верующих способна вместить Голубая мечеть – гордость турецкого Стамбула. Выстроенная в начале XVII века красавица с шестью минаретами знаменита своими небесно-голубыми изразцами, украшающими мечеть изнутри.

В 100 км от Красного моря лежит необычный город. И если вы – не мусульманин, вам туда путь закрыт. Ведь это – родина пророка Мухаммеда, самый святой уголок Земли для всех приверженцев исламской веры, Мекка. Ежегодно это место в Саудовской Аравии посещают более 16 млн. человек (что почти в 8 раз превосходит количество жителей самого города). Для паломников близ Мекки устроен самый большой на Земле палаточный городок. В мечети Аль-Харам находится главная мусульманская святыня, Кааба.

По этой земле ступал Иисус

Для представителей трех религий (иудаизма, ислама и христианства) Иерусалим, столица Израиля, является самой почитаемой святыней. Храмовая гора, Гефсиманский сад, Стена плача, храм Гроба Господня (именно сюда перед великим праздником сходит Благодатный огонь) – всем этим местам каждый год поклоняются миллионы людей.

Под Москвой в середине XVII века по инициативе патриарха Никона был выстроен Воскресенский Новоиерусалимский монастырь – по образу и подобию храма Гроба Господня. Здесь есть своя Голгофа и своя кувуклия. И если у вас пока нет денег на путешествие в Иерусалим, посетите хотя бы это святое место на Истре.

Лучшие статьи по теме