Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Страны мира
  • Таллин. Кафедральный собор Александра Невского. Александро-невский собор в таллине Как полагается вести себя в здании храма

Таллин. Кафедральный собор Александра Невского. Александро-невский собор в таллине Как полагается вести себя в здании храма

  • Адрес: Lossi plats 10, 10130 Tallinn, Эстония;
  • Открытие: 1900 г.;
  • Архитектурный стиль: Псевдорусский стиль;
  • Телефон: +372 644 3484;
  • Сайт: tallinnanevskikatedraal.eu;
  • Архитектор: Михаил Тимофеевич Преображенский.

Соборов, посвященных великому полководцу, Александру Невскому, на территории бывшей Российской империи очень много. Один из самых известных и величественных находится в столице . Храм считается довольно молодым, на его счету только один солидный юбилей – 100 лет, который праздновали в 2000 году.

Собор Александра Невского - описание

Строительству нового собора в способствовал активный рост православного населения. Небольшая Преображенская церковь уже не могла вместить всех прихожан. Инициатором сбора пожертвований на новый храм стал князь Сергей Шаховской. Вначале деньги сдавали не охотно, но ситуация резко изменилась после одного события – чудесного спасения в железнодорожной катастрофе царя Александра ІІІ. В октябре 1888 года государь возвращался из Крыма. Вдруг поезд резко сошел с рельс. Крыша вагона, в котором ехала царская семья, начала проваливаться. Но царь не растерялся, мужественно подпер ее плечами и держал до тех пор, пока наружу не выберутся все члены его семьи и прислуга. В той страшной аварии погибло более 20 человек, около 50 получили увечья. Православные посчитали это священным знаком. Они были убеждены, что святой покровитель царя спас тогда его семью. Поэтому новый собор было решено назвать в честь Александра Невского. После этого деньги на храм стали собираться намного активней. Общая сумма пожертвований составила почти 435 тысячи рублей.


В 1893 году на площади перед губернаторским дворцом было торжественно освящено место для будущей церкви. В знак этого здесь был установлен большой деревянный крест высотой 12 сажень и дан салют. Создание проекта поручили академику Михаилу Преображенскому. Глядя на фото собора Александра Невского в Таллинне, нельзя не заметить, как сильно он выделяется на фоне окружающих городских построек, которые выполнены в основном в готическом стиле. Его изящные луковичные купола стали ярким архитектурным акцентом в общей панораме города.


В апреле 1900 года двери нового православного храма распахнулись для прихожан. Сегодня он представляет собой грандиозный пример православной сакральной архитектуры Таллина.

Собор Александра Невского украшают расписные мозаичные панно, внутренне убранство поражает своей красотой и величием. В церкви находится три золоченных деревянных иконостаса и четыре киота. Все они выполнены тем же мастером, который золотил купола храма – С. Абросимовым. Основой для работы служили эскизы главного проектировщика собора – Михаила Преображенского.

Здесь также собран самый мощный колокольный ансамбль в Таллине, состоящий из 11 колоколов, включая самый большой колокол в столице весом в 15 тонн.

Информация для туристов
  • собор Александра Невского в Таллинне открыт ежедневно с 8:00 до 19:00;
  • вход в храм бесплатный;
  • начало утренней литургии: в 8:30 (с понедельника по пятницу), в 9:00 (по выходным);
  • основной язык богослужения – русский;
  • на эстонском языке проводятся литургии по субботам (начало в 11:00);
  • лучше не посещать собор Александра Невского с 10:00 до 12:00 (в это время здесь обычно проходят крестильные обряды);
  • в храм нельзя приходить в открытой или вызывающей одежде (шортах, майках, коротких юбках);
  • женщинам перед входом в собор следует накрыть голову;
  • в сувенирной лавке можно приобрести иконы, календари, молитвословы, свечи и другие христианские атрибуты;
  • возле второй церковной двери есть специальный ящик для пожертвований.

Где находится собор Александра Невского?

Храм расположен на площади Lossi (Свободы) 10. Если вы приехали в на поезде, то дойти от вокзала до этой церкви вы сможете пешком за 15 минут.

Удобно добираться со стороны бульвара Тоомпуйесте. Пройдя от церкви Каарли по улице Тоомпеа вверх, вы упретесь в собор Александра Невского, который расположен напротив .

Есть еще один вариант – подойти со стороны площади Свободы. Пройдя лестницу, которая находится за «стеклянным крестом» и двигаясь дальше вдоль , вы дойдете до улицы Тоомпеа. Дальше маршрут вам известен – вверх до конца.

(до 1918 г.- Ревеле), возведен в 1900 г. в центре города, на Тоомпеа (Вышгороде), по инициативе ревельского настоятеля Преображенского кафедрального собора прот. К. А. Тизика и при поддержке эстляндского генерал-губернатора кн. С. В. Шаховского на пожертвования, собранные по всей Российской империи. К кон. XIX в., с увеличением в Ревеле числа православных, назрел вопрос о строительстве нового храма. Прежний собор в честь Преображения Господня (церковь католич. мон-ря, позже лютеран. кирха, перестроенная в 1716 по приказу Петра I в правосл. храм) не отвечал ни по внутреннему и внешнему устройству, ни по своей вместимости нуждам правосл. паствы. 19 февр. 1887 г. ревельское правосл. духовенство подало Шаховскому докладную записку о необходимости постройки нового собора. Губернатор ходатайствовал о разрешении на сбор пожертвований в пределах Российской империи, т. к. сумма, ассигнованная Синодом на строительство (60 тыс. р.), оказалась недостаточной. Разрешение было дано указом имп. Александра III Александровича от 2 апр. 1888 г., и в июне был создан комитет для сбора пожертвований.

При выборе места для строительства остановились на возвышенном участке города - холме Тоомпеа. Нем. бароны, к-рым принадлежали почти все дома на Тоомпеа, враждебно отнеслись к строительству собора, к-рый, по их мнению, мог испортить вид ганзейского города «русскими луковицами». 30 авг. 1893 г. архиеп. Рижский Арсений (Брянцев) освятил место строительства, 7 мая 1895 г. после молебна начались работы по укладке фундамента, 20 авг. того же года состоялось освящение закладки храма. К 1 авг. 1899 г. в храме установлен деревянный с позолотой иконостас, к марту 1900 г. закончена внутренняя отделка. 30 апр. 1900 г. еп. Рижский и Митавский сщмч. Агафангел (Преображенский) совершил освящение А. Н. с. На литургии в тот день еп. Агафангелу сослужил св. прав. Иоанн Кронштадтский . В новый собор перешел рус. приход из Преображенского собора, последний передали эст. правосл. общине. Первым настоятелем собора в 1900-1909 гг. был прот. Симеон Попов.

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева , по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской .

После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата . Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин) , неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос. Собрания обращение с просьбой не допустить уничтожения святыни. На сторону правосл. населения встала Прибалтийская конференция Международного союза мира, пожелавшая, «чтобы таковой проект был снят с повестки дня» (Uus Elu. 1928. N 10), а также деятели левых оппозиционных партий в парламенте. В 1936 г. из Преображенского собора в А. Н. с. была перенесена кафедра Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), возглавляемая митр. Александром (Паулусом) , к-рый начиная с 1922 г. отстаивал существование собора. В кон. 1936 г. настоятелем собора стал прот. Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики. В том же году рус. приход Нарвской епархии покинул стены храма, и до 1940 г. А. Н. с. занимал эст. правосл. приход, переведенный из Симеоновской ц., служба велась на эст. языке. Перемещение приходов помогло сохранить А. Н. с., хотя с куполов собора была снята позолота, в храме повешен маятник Фуко. В 1940 г., когда автономный статус Эстонской Церкви в юрисдикции РПЦ был восстановлен, рус. приход вернулся в стены собора.

В период оккупации Эстонии нем. войсками в 1941-1944 гг., А. Н. с. был закрыт. Восстановлен и открыт в мае 1945 г. попечением архиеп. Нарвского Павла (Дмитровского) . В подготовке собора к освящению участвовал старший иподиак. архиеп. Павла, буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) , архиерейская хиротония к-рого состоялась 3 сент. 1961 г. в А. Н. с. В нач. 60-х гг., управляя Таллинской епархией, еп. Алексий не допустил перестройки собора под планетарий.

В 1991 г. собору был возвращен подвальный этаж, где прежде располагалась Андреевская ц., помещение к-рой в 1947 г. было занято под бомбоубежище, затем под книгохранилище. С 1992 г. правосл. приходы на территории Эстонии из-за нерешенности вопроса о регистрации эст. правительством Устава ЭАПЦ (в юрисдикции Московского Патриархата) лишены легального статуса. приход А. Н. с. на своем собрании 14 марта 1999 г. принял решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии собора в свое непосредственное подчинение. 16 марта 1999 г. в МВД Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального , деятельность прихода была приравнена к функциям офиц. представительства Московского Патриархата в Эстонии с сохранением в нем кафедры предстоятеля ЭАПЦ (Московского Патриархата). Исполняющим обязанности настоятеля прихода и представителем Московского патриархата в Эстонии патриарх Алексий II назначил архим. Елисея (Ганабу). С 1 июня 2000 г. настоятелем А. Н. с. является клирик ЭПЦ МП - прот. Сергий Иванников.

При соборе действует воскресная школа для взрослых (с 1989), иконописный кружок, проводятся Рождественские чтения, концерты церковных хоров, выставки. 27 июня 2000 г. в стенах А. Н. с. состоялся Собор Эстонской Церкви (Московского Патриархата). 12 сент. 1995 г. отмечалось 100-летие закладки, 16 мая 2000 г.- 100-летие освящения собора.

Лит.: Тизик К. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1900; Преображенский М. Ревельский Православный Александро-Невский собор. СПб., 1902; Игнатьев А. В православных храмах Таллина // ЖМП. 1971. № 1. С. 14-18; А. В. Символ единения и дружбы // Там же. 1977. № 1. С. 22-27; Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 307, 334-341, 381, 393-397, 403, 404, 418, 441, 447, 451, 454, 460-465, 526-528, 539-541, 566-574; Сто лет Таллиннскому собору Александра Невского: Альбом / Сост. А. Пантелеев. Таллинн, 2000.

Д. Б. Кочетов, Э. В. Шевченко

Московский стиль Автор проекта Михаил Преображенский Строительство - годы Статус Действующий, кафедральный Сайт Координаты : 59°26′09″ с. ш. 24°44′22″ в. д.  /  59.43583° с. ш. 24.73944° в. д.  / 59.43583; 24.73944 (G) (Я)

Собо́р Алекса́ндра Не́вского в Таллине - ставропигиальный кафедральный православный соборный храм в ведении Эстонской православной церкви Московского патриархата (с мая 1945). Находится в Таллине , на возвышении Тоомпеа (Вышгороде), в народе прозванном могилой Калевипоэга .

История

Возведён к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года . Из восьми предложенных вариантов для возведения собора наилучшим местом оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента).

19 февраля 1887 года православное духовенство Ревеля подало Эстляндскому губернатору князю Сергею Владимировичу Шаховскому докладную записку, которая объясняла необходимость строительства нового собора. Синод признал строительство нового храма действительно необходимым и ассигновал 60 000 рублей. По ходатайству губернатора, 2 апреля 1888 года было дано императором Александром III разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи .

Основные проблемы и непредвиденные затраты появились у комитета по постройке нового собора при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался с апреля 1888 по середину 1892 года. Комитету было предложено восемь вариантов, наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента Эстонии)

20 августа 1895 года Высокопреосвященнейшим Арсением , Архиепископом Рижским и Митавским было проведено торжественное освящение закладки собора. Двумя годами позднее, 2 ноября 1897 года, благодаря усилиям главного подрядчика, купца первой гильдии Ивана Дмитриевича Гордеева, на купола собора были торжественно установлены железные позолоченные кресты.

Позолота куполов храма проведена в середине 1898 года мастером и купцом второй гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для нового храма были выполнены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в столице Российской империи - Санкт-Петербурге . Полное их число составило - одиннадцать колоколов. Мероприятие по освящению и установке колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Изначально проект нового храма предусматривал установку мраморного иконостаса , однако в процессе строительства собора, было принято решение о замене его позолоченным деревянным. Эта работа была поручена Петру Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никаноровича Новоскольцева. По его же проектам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке были изготовлены витражи , который затем были установлены в окнах алтаря. Пятиглавый трёхпрестольный собор, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно , выполненными в мозаичной мастерской Александра Никитича Фролова в Санкт - Петербурге.

Храм был торжественно освящён 30 апреля 1900 года Преосвященным Агафангелом (Преображенским) , епископом Рижским и Митавским; в освящении участвовал о. Иоанн Кронштадтский . В новый собор перешёл русский приход из Преображенского собора; последний же был передан этнической эстонской общине. Первым настоятелем был протоиерей Алексей Аристов .

31 декабря 1917 года (ст. ст.) в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского, которую возглавил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) .

По идейно-политическим соображениям власти собирались снести храм в 1928 году, в период первой независимости Эстонии. Активным защитником собора был предстоятель Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополит Александр (Паулус) , который в 1936 году перенёс сюда свою кафедру из Преображенского собора . В конце 1936 года настоятелем собора стал протоиерей Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики К. Пятса .

В период нахождения Эстонии в составе Рейхскомиссариата Остланд Германской империи храм был закрыт.

3 сентября 1961 года в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) , которую возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) .

В начале 1960-х годов власти планировали перестроить собор в планетарий (подобная судьба постигла Христорождественский кафедральный собор в Риге), однако он был спасён, согласно версии, распространявшейся в патриаршество Алексия II , но не имеющей документального подтверждения, будущим Патриархом в бытность его епископом Таллинским. По рассказам, восходящим к самому Алексию, решающую роль в сохранении собора действующим сыграла составленная им «политическая» справка о попытках закрытия собора буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами. «Вот обрадуются реваншисты в Германии, - сказал епископ Алексий, передавая свою записку уполномоченному Совета по делам РПЦ , - то, что они не сумели сделать, свершила советская власть» .

Позднейшая история и современность

16 марта 1999 в Министерстве внутренних дел Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального; приход был наделён статусом официального представительства Московского Патриархата в Эстонии с сохранением в нём кафедры предстоятеля ЭАПЦ Московского Патриархата.

Настоятель собора - Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс).

Иконы

По первоначальному проекту Михаила Преображенского для собора планировался мраморный иконостас, но в процессе строительства ввиду экономии он был заменён позолоченым, деревянным, так как по сравнению с мраморным, этот был более дешёвым и более подходил к типу собора, построенного по типу московских храмов XVII века.

Все три иконостаса и четыре киота выполнены по эскизам самого Преображенского; работу произвёл мастер С. Абросимов, золотивший купола храма.

Иконы для иконостаса и четырёх киотов были выполнены на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А. Н. Новоскольцева в 1889-1899 годах.

См. также

Напишите отзыв о статье "Александро-Невский собор (Таллин)"

Примечания

Ссылки

  • Кочетов Д. Б., Шевченко Э. В. // Православная энциклопедия: В 30+ т. - М .: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. - Т. 1. А - Алексий Студит . - С. 551-553. - ISBN 5-89572-005-6 .

Фото и видео

  • интерьера собора Александра Невского

Отрывок, характеризующий Александро-Невский собор (Таллин)

Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».
– А мне говорили военные люди, – сказал Пьер, – что в городе никак нельзя сражаться и что позиция…
– Ну да, про то то мы и говорим, – сказал первый чиновник.
– А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? – сказал Пьер.
– У графа был ячмень, – сказал адъютант, улыбаясь, – и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил народ спрашивать, что с ним. А что, граф, – сказал вдруг адъютант, с улыбкой обращаясь к Пьеру, – мы слышали, что у вас семейные тревоги? Что будто графиня, ваша супруга…
– Я ничего не слыхал, – равнодушно сказал Пьер. – А что вы слышали?
– Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал.
– Что же вы слышали?
– Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор…
– Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом.
– Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации?
– Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества.
– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]

В эстонской столице много достопримечательностей, связанных в православной верой. Наиболее широко известный из них — большой и красивый собор в эклектичном стиле, собор Александра Невского. Это воистину великолепное здание, наиболее величественный пример православной религиозной архитектуры Таллина, поддерживают в прекрасном состоянии. Купола этого грандиозного здания можно увидеть из многих мест в Таллине. А его колокольный ансамбль является наиболее мощным во всем городе, что обеспечивает его слышимость на очень далекое расстояние. В этом ансамбле есть 11 колоколов, причем наибольший из них имеет массу, равную 15 тоннам. Звонари звонят в эти колокола перед началом службы. Внимания заслуживает также внутреннее убранство храма, там много мозаики, икон.

30 августа 1893-го освятили место для постройки собора Александра Невского. Церковь, тогда находившаяся там, была слишком маленькой, чтобы там могли уместиться все прихожане, по этой причине было решено возвести храм побольше и попросторнее. На нее в общей сумме было потрачено 600 тысяч царских рублей, и более двух третей из них была добровольными пожертвованиями местных жителей. Остальные почти 200 тысяч внесло Казначейство Российской Империи. Над проектом работал адъюнкт-профессор Академии Художеств Михаил Тимофеевич Преображенский.На момент постройки собора Александра Невского Эстония была частью Российской Империи. Работы велись с достаточно высокой скоростью, чтобы в 1897-м смогли установить на купола кресты, покрытые позолотой, а еще через год — позолотили и эти купола тоже. К концу июня на звоннице уже были 11 куполов, привезенные из Санкт-Петербурга. А в 1900-м преосвященный Агафангел провел его освящение, на которой гостем был святой праведный Иоанн Кронштадский, и храм начал принимать своих первых прихожан.

Позже этот собор неоднократно был в опасности. В 30-х годах власти занесли храм в список зданий «под снос», чтобы уничтожить русское наследие, однако митрополит Александр (Паулус), переместивший свою кафедру туда из Преображенского собора, смог защитить его от этого. Но шумиха приутихла только в 1936 году, благодаря тому, что настоятелем в соборе стал брат первого эстонского президента.

В Первую Мировую войну храм не принимал прихожан. В 1945 году власти опять хотели его уничтожить. В 60-х его собирались переделать в планетарий, но заступился будущий патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, как раз несший службу в Эстонии. В этом деле ему помогли официальные бумаги, из которых выходило, что снести собор хотят «буржуазные националисты» и немецкие захватчики.

В 90-х государство не один раз пыталось отобрать у прихожан собор Александра Невского. Оно забрало все церковное имущество, чтобы затем отдать Константинопольскому патриархату. Но отдать-то на сторону и не смогло: помешали массовые крестные ходы, организовываемые прихожанами, что помешало отобрать у них святыню.

И лишь в конце 90-х волнения смогли полностью утихнуть. И то, только при помощи эстонского президента Арнольда Рюйтеля. Он очень сильно помог храмовой верхушке наладить контакт с правительством. Сегодня здание храма формально принадлежит государству, а по факту — церкви, арендующей у этого самого государства упомянутое здание.

Посещение собора: расписание богослужений

Православный кафедральный собор Александра Невского в Таллине принимает прихожан и туристов каждый день с 8:00 до 19:00, а по субботам — на час дольше.

Русскоязычная божественная литургия проходит в 8:30 с понедельника по пятницу, а также в 9:00 по выходным. На эстонском языке — лишь по субботам, в 11:00.

С понедельника по субботу — крестины в 10:00. По воскресеньям они в 12:00.

  • Понедельник–Пятница: с 08:00 до 19:00
  • Суббота: с 08:00 до 20:00
  • Воскресенье: с 08:00 до 19:00

Заходить в церковь можно любому желающему.

Собор Александра Невского — это действующий храм православного вероисповедания. За само посещение плату не берут. Пожертвования, в принципе, не обязательны, но приветствуются: именно на них он и живет. Ящик для пожертвований находится справа, около второй церковной двери.

При таллинском соборе Александра Невского работает и лавка, торгующая сувенирами. В ней продаются разнообразные книги, иконы, календари, молитвословы и тому подобное. В общем, все, что только может понадобиться приверженцу православного вероисповедания. Свечи и требы принимают прямо в зале церкви, прямо возле входа.

Как полагается вести себя в здании храма

Пускай собор Александра Невского и немаловажный туристический объект эстонской столицы, но главным образом он храм, а уж потом достопримечательность. Там нужно следовать нескольким несложным правилам хорошего тона. В первую очередь, необходимо уважать чувства других людей, поскольку они приходят в этот храм, как и в любой другой, для общения с Богом.

Фотографирование в храме под запретом, а еще там есть дресс-код. Нельзя заходить в открытой одежде, каждому мужчине, заходящему туда, предписывается снимать головной убор, тогда как женщина — повязывать голову платком либо же надевать шапку.

Посещая собор, следует соблюдать тишину, а также не чинить прихожанам помех. Если человек пришел с ребенком — он должен внимательно за ним следить, не позволяя баловаться. Передвижение там ограничено соответствующими правилами, в результате чего не получится детально разглядеть Иконостас, написанный в мастерской Новоскольцева.

Адрес собора Александра Невского в Таллине

Собор Александра Невского находится в столице Эстонии по адресу:

  • Lossi plats 10,
    Kesklinna linnaosa,
    Tallinn

Как добраться до александро невского собора

Легче всего дойти до него со стороны бульвара Тоомпуйесте, либо площади Свободы.

От бульвара нужно взойти от церкви Каарли по ул. Тоомпеа. Этот собор находится в конце дороги против здания парламента Эстонской Республики.

Во втором вам случае надо взойти по лестнице, которая находится позади «стеклянного креста», а потом, пройдя мимо башни Кик-ин-де-Кёк, пройти до перекрестка с ул. Тоомпеа. Затем повернитесь направо, пройдите наверх — и вот вы, наконец, подошли к искомому храму.

Официальный сайт

Дополнительную информацию о храме Вы можете найти на официальном сайте собора:

  • tallinnanevskikatedraal.eu

(Puha Aleksander Nevski katedraal) – самое большое церковное здание во всей Прибалтике — расположен на доминирующем над городом холме Тоомпеа и является кафедральным православным соборным храмом Эстонской православной церкви, подчиняющейся Московскому патриархату. В настоящее время настоятель собора – Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс). Его парящие в небе купола видны едва ли не со всех точек старого Таллина.

Собор Александра Невского в Таллине был построен к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III во время страшного крушения императорского поезда 17 октября 1888 года. Пожертвования на строительство храма собирались по всей Российской империи, а выбор места под постройку затянулся на несколько лет, пока наконец высочайшим указом не было решено строить собор в неовизантийском стиле с куполами-луковками в Верхнем городе Таллина, на холме Тоомпеа.

В советские времена собор Александра Невского в Таллине пытались переделать в планетарий, однако он был спасен, по слухам, самим патриархом Алексием II, уроженцем Эстонии. До наших дней собор прекрасно сохранился и по праву считается одним из самых красивых храмов не только Таллина, но и всей Прибалтики.

Собор в Таллине был назван в честь святого Благоверного князя Александра Невского, победившего рыцарей Ливонского ордена в Ледовом побоище на Чудском озере и избавившего северо-западную Русь от опасности германской колонизации и насильственного обращения в католичество, за что князь был причислен к лику святых.

Пятиглавый трехпрестольный собор, вмещающий 1500 прихожан, известен своим богатым внутренним убранством, необыкновенным алтарем и уникальным собранием икон. Иконы для собора были написаны в мастерской академика живописи Александра Новоскольцева, по его же эскизам петербургский мастер Эмиль Штейнке сделал витражи с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, которые можно увидеть в алтарных окнах главного придела.

Одним из украшений собора Александра Невского в Таллине считаются два бронзовых позолоченных паникадила в боковых приделах собора. Они были выполнены по образцу знаменитого паникадила церкви Спаса на Бору в Московском Кремле.

На стенах по обеим сторонам от главного входа установлены две мраморные памятные доски – одна о постройке храма и вторая о его освящении. Позднее в соборе Александра Невского в Таллине были установлены доски в память о русских воинах и моряках, погибших в разных битвах.

Лучшие статьи по теме