Оceanvista - Туристический портал
  • Главная
  • Россия
  • Во ле виконт план парка. Дворец зависти короля - восхитительный Во-ле-Виконт. Развлечения и достопримечательности

Во ле виконт план парка. Дворец зависти короля - восхитительный Во-ле-Виконт. Развлечения и достопримечательности

Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) – классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1657 – 1661 годах для Никола Фуке, суперинтенданта (министра) финансов при Людовике XIV.

В 1641 году 26-летний Фуке приобрел небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трех крупнейших профессионалов своего времени – архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трех мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов.

17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Вечером было устроено грандиозное представление. Сад осветился тысячами огней, отражавшихся в каскадах и фонтанах. Фуке пригласил весь свет и самого Людовика XIV, который соизволил милостиво согласиться самолично взглянуть на результат стараний одного из своих ближайших подданных. Фуке рассчитывал произвести сильное впечатление и тем самым еще больше укрепить свои позиции при дворе.

Новый грандиозный дворец был построен на приподнятой платформе на месте снесенного средневекового замка и занимал доминирующее положение во всей композиции парка. Окружавшие замок рвы были заново отделаны суровым песчаником и наполнены водой, они скорее напоминали огромные зеркала, чем фортификационные сооружения. По обе стороны от дворца были построены симметричные службы и конюшни. Все было сделано с расчетом поразить воображение. Интерьеры были под стать.

Но самое удивительное ждало гостей вне стен дворца. Со ступеней широкой террасы их восхищенным взглядам открылся сад. Это теперь, с высоты времени, мы называем Во «первым истинно французским парком», «первым шедевром Ленотра», «первым регулярным ансамблем такого масштаба», а для современников Фуке сравнить увиденное было не с чем – все здесь действительно было впервые. Никому не известному сыну садовника Фуке рискнул дать полную свободу самовыражения, и Андре Ленотр превзошел его ожидания.

Общая территория парка дворца охватывала 100 га. Огромное открытое пространство парка расстилалось как единый узорный ковер с яркими цветниками, бассейнами и каналами, где в спокойной глади воды отражалось небо. Размах плана имения Во-ле-Виконт удивлял не только современников Фуке и Ленотра. Трехкилометровая осевая композиция с грандиозным дворцом в его смысловом центре продолжает поражать воображение посетителей и в наши дни.

Главная ось сада уходит вдаль от дверей дворца до гигантской статуи Геркулеса, которая отсюда кажется темной точкой на фоне леса. Этому способствуют и многочисленные водоемы самых различных форм и размеров, от небольших фигурных «лужиц» до гигантского канала, «инкрустированные» в ткань партеров и контрастирующие с зеленью – то отливая свинцом в ненастные дни, то сияя лазурью под синим небом. Это – одно из нововведений Ленотра. Во всех своих проектах он задействовал огромное количество воды. И тут молодой Ленотр проявил себя, как бы мы теперь сказали, не только одаренным ландшафтным дизайнером, но и гениальным инженером по землеустройству.

Другая заслуга Ленотра – создание первого истинно французского вышивного партера (фр. parterre de broderie). Земля под партером в Во действительно как будто вышита арабесками из стриженого вечнозеленого самшита по канве из бордового битого кирпича и переливающегося черно-серого измельченного антрацита. Поверхность между линиями арабесок замульчирована битым кирпичом и антрацитом не только из эстетических соображений, но и из практических – так садовникам легче перемещаться по рисунку, прикладывать лекала для стрижки и тщательно собирать все упавшие обрезки. Партер как таковой не был изобретением Ленотра, но здесь он довел его до предельной чистоты и совершенства.

При строительстве парка Ленотр расположил основные видовые точки вдоль главной оси, стержня пространственной композиции ансамбля, создав глубокие перспективы парка. Картина менялась при движении в глубину сада, перспектива объединяла общий вид, но каждый раз по-новому. В каждой точке появлялись новые части сада: то это были ажурные партеры, то зеркала бассейнов, то водная гладь канала. Попеременно они становились главными героями очередной сцены, и каждый раз при взгляде вдоль оси открывалась новая перспектива, соединяющая сад в единый аккорд.

Первый знаменитый праздник в Во-ле-Виконте стал триумфом его создателей и крахом владельца. Молодому королю понравилось все: и чудесный дворец, и богатые сады, которым не было равных в Европе. Не понравился только хозяин, который так неразумно и расточительно тратил деньги государства, а значит, короля. Немного подумав, он отдал приказ об аресте Фуке, а архитекторы и художники из Во были привлечены к строительству королевского дворца Версаль. Туда же перевезли и большинство скульптур из парков Во-ле-Виконт.

Сам Фуке провел 19 лет в тюрьме и умер там в нищете и безвестности в 1680 году. Правда, его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно. Поместье еще не раз переходило из рук в руки и чудом избежало разрушения во время французской революции. Именно в эти годы обсуждалась идея передачи его в пользу нации, но, по-видимому, для государства это оказалось обременительно. Впрочем, чего не сделали люди, довершило время: прохудились крыши, рухнули стены дворца, а бывшие вышивные партеры вконец заросли бурьяном.

В 1875 году Во купил Альфред Сомье, сахаропромышленник, и с тех пор имение принадлежит его потомкам. Больше столетия они постепенно, по крупицам, собирали и восстанавливали то, что Фуке создал за пять лет. Грандиозный садовый ансамбль в наши дни предстает перед изумленными зрителями в полном блеске былого великолепия и открыт для посетителей в любое время года.



Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы.
А. Дюма.
Десять лет спустя, часть V, глава XL
.


Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Николя Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму. С тех пор многие французские историки считают, что Железная маска - вовсе не брат-близнец короля, как полагал Александр Дюма, а суперинтендант финансов и обладатель великолепнейшего дворца в Во ле Виконте Николя Фуке.



Именно дворец в Во ле Виконте вызвал наибольшую зависть Короля-Солнца, да такую сильную, что при постройке Версаля над Людовиком словно нависал призрак Во ле Виконта. Король всячески пытался превзойти Фуке, создавшего у себя одно из архитектурных чудес света. В результате сложилось парадоксальное мнение, что Версаль - лишь слабое подобие Во ле Виконта.



Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1658—1661 для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV.


Николя Фуке



Если у Во-ле-Виконта и есть какой-нибудь недостаток, то это чрезмерная роскошь. Замок Во-ле-Виконт, из-за которого лишился сна «король-солнце», построил в 50 километрах от столицы самый богатый человек Франции — суперинтендант финансов Николя Фуке. «Творение трех Ле» спроектировал архитектор Лево, декорировал художник Лебрен, а сады перед замком разбил никому тогда не известный Ленотр (для этого пришлось стереть с лица земли три деревни).




В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного
.







Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.


Архитектор Луи Лево


Шарль Лебрён,художник по инртерьерам





17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен.
.


Но вместо того чтобы польстить королю, устроенный в его честь праздник с ужином на золотой посуде и необыкновенными фейерверками больно задел самолюбие Людовика. Перед его глазами маячили обветшалый Лувр и собственная нищета, едва прикрытая геральдическими лилиями.



Монарх так и не лег в приготовленную для него постель и уехал на следующий день, не сказав ни слова благодарности. Как едко заметил Вольтер , «когда праздник начался, Фуке был на вершине мира, а когда закончился — стал ничем». Уже через три недели суперинтендант финансов был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем д"Артаньяном.
Судьбы опальных олигархов и в XVII веке мало чем отличались от сегодняшних — судебное преследование, тюрьма и, если повезет, изгнание. На долю Фуке выпало пожизненное заключение в крепости Пиньерол


Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.






Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян


Клод Виллар
После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет.



К концу XIX столетия дворец пришел было в упадок, но тут на сцене появился меценат и промышленник Альфред Сомье, который купил Во ле Виконт и превратил его в один из наиболее выдающихся частных музеев Франции. Конечно, Сомье восстанавливал Во ле Виконт не только для Франции, но и для себя, но благодаря его стараниям выиграла именно belle douce France, получившая в подарок восхитительный дворцово-парковый комплекс.
Нынешний владелец замка и окружающего его поместья в 6000 гектаров французский сахарный король Жан Сомье — человек с куда более счастливой судьбой. Он свободен, здоров и охотно демонстрирует всем свое богатство, открыв Во-ле-Виконт для посетителей. Первое впечатление от замка — восторг. Все, как и 300 лет назад, и только спрятавшаяся у лесной опушки автостоянка ненароком напоминает, что на дворе уже XXI век.
Интерьеры парадных залов первого этажа — сплошь позолота, обилие картин и статуй.


На втором — жилые покои. С третьего этажа, ранее предназначавшегося для слуг, можно подняться на крышу, ремонт которой, как говорят хозяева, сущее разорение. А подняться непременно стоит — хотя бы ради того, чтобы полюбоваться открывающейся сверху панорамой.



Стоящее слева длинное здание — бывшие конюшни, где сегодня выставлено несколько десятков роскошных карет. Напротив — оранжереи. Это про них спустя полвека после посещения Во-ле-Виконта стареющий «король-солнце» с сожалением сказал своим придворным: «Ах, вы не пробовали чудесных персиков из оранжерей господина Фуке. Вы для этого слишком молоды».



Парк

Плансадово-паркового участка
Но все-таки самое лучшее, что можно увидеть сверху, — великолепный парк, послуживший образцом при создании версальского ансамбля. Его фонтаны, в середине XVII века казавшиеся чудом и восхищавшие всех королей и принцев Европы, остаются чудом и сегодня.



По выверенным с геометрической точностью парковым аллеям, обрамленным живыми изгородями и цветочными клумбами, Фуке лично сопровождал Людовика, сгорающего от зависти. Чувство, конечно, не самое лучшее, но каждый, кто побывает в Во-ле-Виконте, сможет понять юного короля.


Усыпанные мелким щебнем дорожки, по которым в наши дни посетители ездят на взятых напрокат юрких электромобилях, обрываются у берега широкого канала. Как и в прежние времена, по нему плавно скользят лодки в форме огромных лебедей. Желающие могут продолжить прогулку на другом берегу, поднявшись по зеленой подстриженной лужайке к белой беседке-ротонде в дальнем краю парка.


Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции.





Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны.



Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса.



Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек.





Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра -

Большой канал, <¢er> идущий поперек главной оси. Его нужно не спеша обходить вокруг, любуясь при этом динамической сменой разнообразных пейзажей. Правда, для особо важных лиц была оставлена и маленькая "лазейка": канал можно было пересечь на лодочке, следуя вдоль главной оси.


Для этого в набережной канала есть специальные ступеньки. Особое место занимает канал, окружающий замок: он напоминает могучие рвы средневековых крепостей, хотя и стал чисто декоративным элементом.


Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Высокая зелень деревьев похожа на стены, ограждающие ухоженные, филигранно отделанные партеры. Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют боскетами. Они могут быть сформированы стриженными под стенку деревьями, высокими кустарниками, растениями, вьющимися по деревянным решеткам
.
Партеры и боскеты образовывали как бы залы, комнаты, уютные кабинеты под открытым небом. Зеленые уборы барочных садов немыслимы и без фигурно выстриженных кустарников и деревьев - "топиари". В Во пирамидки топиари тактично и выразительно подчеркивают основные членения большого партера.


Весь комплекс Во-ле-Виконта занимает площадь около 100 га, растянувшись с севера на юг на два с половиной километра. В эту территорию входит и лесопарк. Его пронизывают просеки, в нем есть уютные уединенные поляны. Границы лесопарка были весьма условными, он незаметно переходил в леса и поля охотничьих угодий.


Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта - замок. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. Удивительно красивые пропорции замка и парадного двора перед ним, гармония форм и постройки в целом, ее деталей вызывают то неповторимое чувство эстетического наслаждения, которое человек испытывает в общении с шедеврами искусства.


Драгоценное ожерелье парка воспринимается как необходимая и неотъемлемая часть всего ансамбля Во. Ощущение единства построек и парка, гармония природы и архитектуры ставят ансамбль на важное место в ряду европейской архитектуры.

Замок имеет три этажа. Первый - главный этаж. Широкие лестницы курдонера ("почетного" или парадного двора) ведут в торжественный входной зал. Следуя дальше, посетитель входит в Большой Салон - высокий двусветный овальный зал, из которого раскрывается волшебная перспектива большого партера.

По сторонам двух главных помещений находится ряд других парадных залов. Самый важный из них - королевская спальня
.

Она примыкает к Большому Салону, изысканно декорирована, потолок ее сделан Лебреном. Фуке сам подбирал для этой спальни гобелены у знаменитого мастера Луки де Лейде. Именно из этой спальни, по версии Дюма, был похищен Людовик XIV и обменен на своего брата - "Железную маску"

Овальный зал
. В некоторых залах парадного этажа размещены группы восковых фигур, изображающих Фуке, короля и его двор. Может быть, этот прием и нарушает чистоту музейного показа интерьеров, но есть в нем и привлекательная сторона. Небольшие, удачно поставленные группы фигур дополняют ощущение полного романтики XVII века, которое испытываешь, находясь в замке
.

Изысканный вкус нигде не изменяет авторам интерьеров. Богатство пластики и цвета каждого из залов не противоречит гармонии архитектурного решения помещений и в то же время не нарушает композиционного единства всей анфилады. Второй этаж логично продолжает композиционный ряд залов первого этажа. Жилые комнаты здесь скромнее, но нисколько не уступают в отделке и мастерстве исполнения. Изящные, утонченные интерьеры первого и второго этажей представляют яркий контраст цокольному, служебному этажу.

Закулисная жизнь волшебного замка полна интереснейших подробностей. Об одной кухне (знаменитой французской кухне!) можно было бы написать целую поэму. Кроме того, цокольный этаж занят бесконечными кладовыми, дежурными комнатами стражи, винными погребами, наконец, таинственные подземные ходы уводят из замка в здания хозяйственных дворов и дальше - в парк, в лес, - кто знает, куда. Хозяйственные постройки стоят отдельного упоминания.


Внутри они строго рациональны, без ненужного декора. Что же касается внешнего вида, то они гармонично вписаны в ансамбль парка и замка, подчеркивая их значимость и не уступая в то же время в качестве оформления. Каждая деталь ансамбля Во, будь то наличник окна или колесоотбойная тумба, представляет собой маленький шедевр искусства. И это в немалой степени способствует тому неповторимому ощущению соприкосновения с прекрасным, которое остается после визита в Во-ле-Виконт.


Замечательное творение Ленотра и Лево оказало огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры #226;teau_de_Vaux-le-Vicomte%2C_septembre_2005_02.jpg border= ¢

December 14th, 2013 , 11:33 am

Вторым замком дня стал Во-ле-Виконт. Если про Фонтенбло я и раньше знал, то о Во-ле-Виконт услышал впервые. Эта усадьба-дворец XVII века расположена около города Мелён как раз между Фонтенбло и Парижем...


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Замок был построен в 1658-61 гг. для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV .


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

В 1641 г. 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Входной билет в замок и парк стоит 16 евро.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Здесь можно увидеть портрет самого Николя Фуке (1615-80).


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Кардинал Мазарини сделал Фуке суперинтендантом финансов в 1653 г.


Комната Николя Фуке (Сhambre de Nicolas Fouquet)

Управление Фуке ознаменовалось приведением финансов в полное расстройство и систематическим расхищением государственной казны.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Сначала его сдерживал другой суперинтендант, Сервиен, но после смерти последнего в 1659 г. грабежу уже не было больше пределов.


Спальня

Одна из самых красивых комнат дворца - комната муз (её украшают изображения 8 муз). 5 гобеленов посвящены богине Диане.


Комната муз (Chambre des muses)

С 1654 г. Фуке перестал вести ведомость получаемых доходов, тратя громадные суммы на постройки, празднества, любовниц и шпионов.


Кабинет игр

Фуке окружали художники и писатели, которым он покровительствовал (Мольер , Лафонтен и др.).


Библиотека

Даже король Людовик XIV прифигел от роскоши дворца и задался вопросом - на какие шиши это всё отгрохано?


Комната Людовика XIV

Фуке посылал королю финансовые ведомости, уменьшая цифры расходов и увеличивая цифры доходов, и не подозревал, что король вместе с главой правительства Кольбером стал тщательно проверять эти ведомости. Судьба Фуке была решена.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

В итоге, в 1661 г. Николя Фуке был арестован (кстати, всем известным нам дАртаньяном).


Буфетная

Последние 15 лет жизни Фуке провёл в заточении в замке Пиньероль (ныне город Пинероло около Турина). По одной из версий именно он является таинственным узником в железной маске.


Железная маска (Le masque de fer)

Кстати, в Во-ле-Виконт снимались сцены из фильма "Человек в железной маске" (1998) с Ди Каприо. А ранее замок поучаствовал в съёмках одной из картин про Джеймса Бонда - "Лунный гонщик" (1979).


Кухня

В комплексе также есть конюшни с экспозицией карет, но они, к сожалению, прошли мимо моего внимания.


Конюшни

После экскурсии у нас было свободное время на осмотр парка и обед. А т.к. шёл дождик, то я принял тактическое решение начать с обеда. И не прогадал.


Конюшни

По просьбам некоторых читательниц я теперь буду изредка баловать фотками своего скромного пропитания.


Обед

За соседним столиком расположилась вот такая колоритная пара.


Ресторан

Не знаю, насколько подобные маскарады проходят регулярно, но в этот воскресный день парк был заполнен людьми в старинных костюмах.


Парк

Кто-то уже приехал в своём костюме, но т.к. не у всех дома есть одежда мушкетёра, то в Во-ле-Виконт можно взять наряд напрокат.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

В итоге тех, кто был в обычной одежде, было даже меньше, чем дам в роскошных платьях.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Дождик прошёл, погода быстро пошла на поправку, и люди уже стали отдыхать на лужайках.


Статуя

Парк спроектировал лучший ландшафтный дизайнер своего времени Андре Ленотр. Позднее он создаст сад и в Версале.


Парк

В центральной части парка разместились два бассейна Тритона с фонтанами.


Бассейн Тритон (Bassin des Tritons)

Большой квадратный бассейн именуется зеркалом, т.к. хорошо отображает окружающие объекты.


Большое Зеркало (Grand Miroir Carre)

Большой канал имеет длину 875 м и ширину 35 м.


Большой Канал (Grand Canal)

Рядом льются фонтанчики, которые не видны со стороны замка.


Фонтан

Целая площадка была выделена воздушным змеям. Мастера показывали высокое искусство управления ими.


Воздушные змеи

Парк украшают многочисленные скульптуры.


Статуя

А сад имеет красивые узоры.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Сам замок со всех сторон окружён рвом с водой.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Под конец совсем распогодилось, но нам уже было пора возвращаться в Париж...

Усадьбу Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte) традиционно называют «предшественником» Версаля . Тем, кто видел любимую резиденцию Людовика, будет интересно познакомиться с её прародителем. Те, кто пока еще не побывал в Версале, смогут поэтапно проследить развитие французской архитектуры.

История создания этого дворцово-паркового шедевра тесно переплетена с историей самой Франции и наглядно демонстрирует особенности эпохи. Объединив усилия лучших мастеров своего времени, Во-ле-Виконт строился три года (1658-1661) и был отобран у владельца королем за один день.

История

В 1641 году 26-летний парламентарий и будущий министр финансов Франции Николя Фуке приобрел владения с маленьким замком. Поместье находилось между двумя королевскими резиденциями - Фонтенбло и Венсене - и ничего интересного из себя не представляло. Только через пятнадцать лет, главный финансист Франции, известный своей страстью к деньгам, взяточник и покровитель искусства, Фуке вспомнил о приобретенных землях. Решив создать лучший дворец в стране, он пригласил архитектора Луи Лево, садовода-декоратора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Задумка удалась. Однако пронырливый и хваткий Фуке просчитался в одном: в личности короля, который был приглашен на грандиозный прием по случаю новоселья. В попытке поразить воображение гостей великолепием дворца и парка министр финансов вызвал на себя гнев. По-другому быть и не могло, ибо, как заявлял Людовик XIV: «Государство - это я», и все лучшее должно быть только у короля. Фуке арестовали по обвинению в казнокрадстве, и он умер в тюрьме.

Во-ле-Виконт принадлежал вдове Фуке вплоть до начала 18 века, в дальнейшем переходя от владельца к владельцу. Сейчас замок также принадлежит частным лицам.

Что посмотреть

Дворец: во дворце полностью сохранена обстановка прошлых веков. Можно полюбоваться спальнями Людовика XV и Людовика XVI, кабинетом Фуке, столовой, кухней и погребом. При желании можно подняться на колокольню в центральной части замка и насладиться открывшимся видом на парк.

Парк: регулярный французский парк, созданный Андре Ленотром, будущим ландшафтным архитектором знаменитого Версаля, - классический образец французского садово-паркового ансамбля.

Андре Ленотр (1613-1700) - один из самых известных французских садовников-декораторов. Парк в Во-ле-Виконте - первая его серьезная работа. Сады Ленотра настолько понравились королю Людовику XIV, что он стал его придворным садоводом.

Каждую вторую и последнюю субботу с конца марта до середины октября можно увидеть потрясающее водное представление, шоу фонтанов, главные участники которого действующие фонтаны Во-ле-Виконта.

Как добраться до Во-ле-Виконт

На поезде:

Есть два способа добраться до Во-ле-Виконта. Самый удобный - сесть на поезд компании Transilien, отправляющийся с Лионского вокзала (Gare de Lyon) в Париже до станции Мелён (Melun). Время в пути - 25 минут. Мелён - первая остановка. Второй способ - выбрать RER D (станция Châtelet-Les Halles) и ехать до той же самой станции гораздо дольше.

От станции Мелёна до замка не менее 6 км, которые легко преодолеваются или при помощи такси, или на специальном автобусе. Стоимость такси в одну сторону - 16-18 EUR, в независимости от количества пассажиров, и от 20 EUR вечером и по воскресеньям.

Автобус (Châteaubus) ходит с апреля по 7 ноября только по субботам и воскресеньям. Время в пути - 15 минут. Стоимость билета в одну сторону - 4,50 EUR. Остановка - на станции, перед привокзальным кафе (café de la gare), улица Гальени (avenue Gallieni). Нужно помнить, что поместье не конечный пункт, а вторая по счету остановка. Расписание автобуса соотносится с расписанием поезда с Лионского вокзала (через 10-15 минут после прибытия поезда). Последний рейс в сторону Во-ле-Виконта в 15:45. Дополнительные, вечерние, рейсы есть в июне, июле и августе (19:15 и 20:15). Именно в это время проводят «Вечер свечей». Из замка первый автобус уходит в 13:10.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

На автомобиле

Во-ле-Виконт находится на расстоянии 55 км от Парижа . Если движение не затруднено, время в пути - около 45 минут. Сначала надо двигаться по автомагистрали А4 или А6, затем в направлении Труа (Troyes) по А5 до первого поворота на Сен-Жермен-Лакси (Saint Germain Laxis).

Кухня и рестораны

Ресторан с оригинальным названием «Белка» (L"écureuil) располагается в одной из пристроек замка. Это прекрасное место для желающих пообедать на свежем воздухе. Есть специальное меню для детей. Ресторан открыт ежедневно, с 11:30 до 18:00. В день проведения «Вечера свечей» работает до 23:00.

На гербе Николя Фуке изображена белка, карабкающаяся вверх. В честь неё и назвали ресторан.

Les Charmilles находится на территории парка, в партере Дианы, прямо напротив южного фасада дворца. Обед (закуска, основное блюдо и десерт) обойдется от 30-35 и выше EUR. Для тех, кто предпочитает самообслуживание, есть свое меню: салаты - от 4,50 EUR, горячие блюда - от 12 EUR, выпечка - от 4-5 EUR. Есть детское меню (около 10 EUR).

Шоппинг и магазины

На территории Во-ле-Виконта располагаются сувенирный и книжный магазины. График работы такой же, как и у самого поместья. В книжном отделе вы найдете путеводители, работы, посвященные истории замка, литературу о других дворцах, садово-парковой культуре, лошадях. Магазин сувениров предложит вниманию посетителей гравюры, гобелены, посуду, многочисленные маленькие вещицы, так или иначе связанные с Во-ле-Виконтом.

Во-ле-Виконт

Гиды в Иль-де-Франс

Развлечения и достопримечательности

Шоу фонтанов: каждую вторую и последнюю субботу с 29 марта по 11 октября можно увидеть потрясающее водное представление, главные участники которого действующие фонтаны Во-ле-Виконта. Представление бесплатное.

В основе принципа работы фонтанов технология 17 века. Владельцам замка удалось сохранить гравитационную подачу воды, то есть самотеком, и сейчас, как много веков назад, дождь попадает в старинные акведуки, которые тянутся на протяжении нескольких километров. Затем дождевая вода стекает в огромный резервуар, и оттуда при помощи силы тяжести распространяется по всей территории парка.

Вечер свечей: каждую субботу с 7 мая по 8 октября, с восьми часов вечера до полуночи, в замке проводится «Вечер свечей». Это грандиозное представление отсылает к памятной для Во-ле-Виконта странице истории, когда 17 августа 1661 года Николя Фуке организовал прием в честь молодого короля Людовика XIV. Для того, чтобы произвести впечатление на царственную особу, на территории дворца и парка зажгли более двух тысяч свечей. Каждый год в замке воссоздают царившую тогда атмосферу, и под аккомпанемент классической музыки у посетителей есть возможность насладиться этим фестивалем света.

Желающие могут заказать столик в ресторанах L’écureuil и Les Charmilles. Представление платное (19,90 EUR). В первую и третью субботу месяца дополнительно запускают фейерверки в 22:30.

Время работы с 9 марта по 11 ноября: 10:00 - 18:00, декабрь - январь: 10:30 - 18:00. Билетная касса закрывается в 17:45. В дни проведения «Вечера свечей» - в 23:00.

Водное представление: вторая и последняя суббота месяца с 29 марта по 11 октября: с 15:00 до 18:00. Вечера свечей: по субботам с 3 мая по 4 октября: до 24:00.

Вход: 16,90 EUR, дети от 6 до 16 лет, люди старше 65 лет: 14,90 EUR, посещение садов: 11 EUR.

Есть аудиогиды на русском языке. Стоимость - 3 EUR.

Даже страшно подумать, что такой шедевр архитектурного искусства как замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte), мог быть стерт с лица земли по прихоти Короля-солнца, Людовика XIV.

Начало лета 1661 года. Король с королевой прибыли в замок, построенный его суперинтендантом, на торжественное новоселье. То, что открылось их взору, превзошло все ожидания. Террасы и газоны, утопающие в цветах, парки, фонтаны, бассейны с экзотическими рыбками, множество гротов и каскадов и сам замок – куда не падал их взгляд, все было не просто роскошно – чарующе.

Но, вместо того, чтобы любоваться окружающим великолепием, король планировал, как он отомстит Николя Фуке за несколько часов его триумфа. И он отомстил, всю свою оставшуюся жизнь министр финансов короля прожил в тюрьме.

Дальнейшая судьба замка была незавидна, сначала жена Николя Фуке отдает его за долги и король вывозит оттуда все самое ценное, дворец выставляется на продажу, и, почти два столетия, тихо рушится. В 1875 году замок выкупает Альфред Соммье и начинается новая жизнь поместья.

  • (70.00 €)

В 1968 года замок Во-ле-Виконт открывается и становится одним из самых посещаемых достопримечательностей во Франции. Приехать сюда можно как самостоятельно, так и с экскурсией.

Новые хозяева постарались восстановить замок с исторической точностью.

Трехэтажный дворец, опоясанный глубоким рвом, встречает туристов торжественным залом, Большим салоном, королевской опочивальней, оформленными фресками и позолоченными гипсовыми элементами, в стиле барокко. В некоторых салонах на первом этаже установлены восковые фигуры хозяина дома, короля и других исторических персонажей. Есть во дворце комната Игр и салон Муз. Еще в замке есть уникальная библиотека и оранжерея. На цокольном ярусе расположены кухня, кладовые, комнаты для прислуги. По подземным переходам можно попасть в любую часть парка.


Про парк следует сказать отдельно, ведь именно здесь родился первый классический французский парк, отличительная черта которого – симметричное расположение газонов, аллей, бассейнов. Выстриженные из кустов и деревьев пирамиды, шары и конусы тоже расположены так, чтобы подчеркнуть симметрию композиции. Большое количество античных скульптур, нимф и других созданий украшают всю территорию парка.

Возле входа в замок расположены конюшни, в которых разместился музей экипажей.

Приезжающие в замок экскурсанты, могут не только ознакомиться с поместьем и полюбоваться прилегающей к нему территорией, здесь разработана целая программа для привлечения туристов.

Во все субботы с начала мая и до начала октября проводятся «Вечера свечей», в память основателя дворца Николя Фуке. Во вторую и четвертую субботу с последних чисел марта и до середины октября проходит «шоу фонтанов». Ежегодно, 20 мая, на территории замка проходит костюмированный бал – одно из самых удивительных и таинственных мероприятий дворца Ве-ло-Виконт.

Здесь играет старинная музыка, гости разодеты в костюмы XVII века, среди них снуют танцоры, предлагая изобразить танец прошлого, а после заката зажигают две тысячи свечей. В самом конце мероприятия можно увидеть волшебный фейерверк.


Каждый год 23 июня проходит «Пикник на природе» или «Ночь Муз». С 9 по 11 ноября проходит детский праздник «черного золота», где маленьким гурманам будет предложено в неограниченном количестве продегустировать любимое лакомство - шоколад.

Лучшие статьи по теме