Оceanvista - Туристический портал

Заветы Ильича. Как было. Культурно-историческое наследие села П заветы

Описание

Заве́ты Ильича́ - посёлок городского типа в Советско-Гаванском районе Хабаровского края России.

Население 8527 чел.

Географическое положение

Расположен в восточной части края в 7 км к северу от Советской гавани, на берегу бухты Постовая залива Советская гавань. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Совгавань-Сортировочная 3 км.

История поселка

Первоначально - рыбацкий посёлок Новоастраханское, основанный в начале 1920-х. Затем был переименован в Завет Ильича. Статус посёлка городского типа - с 1960 года, после выделения из состава города Советская Гавань. В годы 2-й Мировой войны и послевоенные годы крупная военно-морская база Тихоокеанского флота, штаб Северо-тихоокеанской флотилии, затем 7-го ВМФ и Сахалинской флотилии. ВМБ включала надводные корабли, подводные лодки (в том числе атомные), береговые войска флота (множество частей обеспечения, морскую пехоту). Также к гарнизону относились силы ПВО всего побережья (345-я бригада ПВО) и истребительный авиационный полк ВМФ (41-й ИАП, аэродром Постовая), в дальнейшем переподчинённый 11-й армии ПВО, военные строители, 105-й авторемонтный завод, молокозавод, кондитерский цех, типография газеты «На страже Родины». С развалом СССР уменьшилось количество военнослужащих, наступил развал и деградация посёлка.

В XXI веке от некогда крупного морского гарнизона остался 38-й отдельный дивизион кораблей охраны водного района, в составе двух малых противолодочных кораблей проекта 1124 и трёх тральщиков. Практически все дома «сталинской» постройки, а также несколько относительно свежих пятиэтажных домов брошены и превращены в руины. Брошено и разрушено большое количество служебных построек в границах посёлка, а также полностью разрушены строения на полуострове Меншикова - посёлок по сути представляет собой огромную декорацию к фильмам о войне.

Экономика

Градообразующей организацией посёлка является военно-морская база (в настоящее время - дивизион ОВР).

Недавно Антон Носик писал про авианосцы. А я вот в свое время видел такое в окнах дома по улице Николаева 8 указанного в заглавии поселка:

Это те самые знаменитые "Минск" и "Новороссийск". Их судьба трагична — повторяет путь СССР. Они уехали в Китай на металлолом.

Это всё было в маленьком поселке Заветы Ильича, где я жил до 1996-го года. Ныне я исследую историю этого поселка, потому что до того написал книгу, где действия происходят именно в поселке Заветы Ильича. Там даже главный герой — Паша. Называется "Шесть Царств". Ссылок пока не даю, потому что книга старательно редактируется. Уже восемь страниц готово... В книге будут предложены фотографии, найденные в сети, может быть, исторические сноски в примечаниях, но это так — идеи. Например, такая фото будет в книге точно (APD: не будет, фотограф против):


Именно в этой кочегарке по книге живут джинны — слуги Шайтана, жуткие посланники Огненного Царства; вселившиеся в кочегаров, остатки Слепой Армии. Смешно, штоле? Ну, книга и сегодня вполне хороша, мне за нее не стыдно, как не стыдно за жанр, в котором мне удобно писать больше всего. Примечательное фото, хотя делал не я. Я с 96-го уехал...

А вот это — Катер! Очень знаменитый в Заветах памятник, которого, увы, уже нет:

Целая героическая история проходит через поселок Заветы Ильича. Мне хотелось бы рассказать, но пусть лучше расскажут жители нынешние. Моя же книга скорее о воспоминаниях детства. Тем она мне интересней, что описываю я не реальность, а мое ее виденье. Я рассказываю Историю! Я ее всегда и всюду рассказываю.

Жалко памятник. Впрочем, в Заветах, вроде, поставили другой, из части подводной лодки с люком. Но я не буду глядеть на современные Заветы. Они, к сожалению, в лучшей форме. Но это пока. Там — уникальная бухта. Так что поселок еще ждет будущее:

Последним фото я покажу Вам мой мир, которым я видел его в 96-м году. Это как раз те места, фото их охватывает полностью и целиком:

История поселка Заветы Ильича отсчитывается с 1909 года. Первоначально стали заселять и застраивать левую от Москвы - западную сторону (ту, где сейчас расположен дачно-строительный кооператив "Заветы Ильича"). Местность эта называлась "Гаврилова пустошь", так как принадлежала московскому купцу Гаврилову. До революции здесь насчитывалось 10 домов. После революции территорию отдали старым большевикам для строительства дач. В 1919 году здесь основали дачно-строительный кооператив.

С 1925 года началось строительство самого поселка. Основным застройщиком был кооператив Наркомата связи "За культурный быт". Вырубили лес , купили пять домов в Ельдигино ; построили на ул. Кооперативной двухэтажные здания для строителей.

Поселок строился по плану , который выполнили преподаватели лесного техникума поселка Правдинский А.М. Николаенко, А.И. Овчинников и А.В. Владычук. Сразу же давались названия улицам : Почтовая , Кооперативная, Коминтерна и т. д. Строительство домов развернули организации : Главтабак , Главзолото , Наркоматы иностранных дел , путей сообщения , дачно -строительные кооперативы "Серп и Молот ", "Нефтеработник", Моспочтамт и другие.

Между железной дорогой и улицей Почтовая в то время был лес , в котором собирали грибы, ягоды. В 1934 году дачи стали заселяться. В числе первых поселенцев были семьи Рублевских, Сальниковых, Сукачевых, Косминковых, Зотовых и др.

В том же году старые большевики обратились с ходатайством к М. И. Калинину с просьбой о присвоении поселку названия "Заветы Ильича".

С 1936 года началось освоение восточной стороны поселка. В 1939 году были проведены первые выборы в поссовет. Первым председателем исполкома поссовета был избран Л. Н. Рублевский.

В ноябре 1939 года в двухэтажном здании, где ранее проживали строители, после реконструкции от крылась первая в поселке школа семилетка. Директором ее стал А. Т. Шурин. Всего в этой школе было 100 учащихся. До этого момента дети ходили в школу поселка Правдинский.

В 1943 году в школе было уже 180 учеников. Образовалась комсомольская организация. Первым ее секретарем была Валентина Горлова.

В 1946 году впервые в поселке появилось электричество. До начала Великой Отечественной войны поселок находился в густом лесу вековых сосен, которые постепенно, особенно в период войны, были вырублены.

Во время войны была открыта амбулатория , которая размещалась на улице Чернышевского. Первым врачом амбулатории был Аркадий Николаевич Мезиков.

В 1950-52 гг. началось строительство многоэтажных домов из кирпича. Теперь здесь вырос целый микрорайон (ул. Строительная и ул. Железнодорожная). В 1952 году была построена новая школа-десятилетка на 280 учеников. Директором ее стал Матвей Абрамович Милькамонович.

В 1953 году построили клуб "Строитель ", который в 1986 году сломали и приступили к строительству Дома техники "Строитель ".

В 1961 году была построена новая средняя школа на ул. Дзержинского на 520 учеников. Директором ее стал Василий Гаврилович Сегаев.

Когда началась Великая Отечественная война, многие жители поселка ушли на защиту своей Родины. Около 200 человек не вернулись с полей сражений.

15 сентября 1966 года исполком поссовета (председатель поссовета С. И. Пигида и секретарь партбюро В. Ф. Тузиков) решил установить в поселке памятник "Неизвестному солдату". Фигура солдата с автоматом (скульптор В . А . Долматов , высота 2 ,85 м и вес 6 ,5 тонн ) изготовлена фабрикой №5 г. Калуги. Производителем работ по сооружению памятника был депутат поссовета М . И . Куксов. Памятник построен 25 июля 1967 года, а открытие его состоялось 15 октября того же года.

В 1967-68 годах в поселке построен "Торговый центр". В 1971-72 годах построена плотина на реке Серебрянке, и образовался после очистки водоема красивый пруд. Грунт из водоема вывозился для засыпки болота, туда, где сейчас расположены газовая котельная, баня поселка и жилые дома по ул. Вокзальная.



В доме №14 по ул . Вокзальная были размещены поссовет , поселковая библиотека и сберегательная касса , а в доме №11 поселковая амбулатория. По улице Марата находилось 12 ветхих домов поссовета , которые были снесены, а на их месте организация Спецстрой России (п/я 5806) построили девятиэтажные жилые дома , и все 40 семей из домов поссовета были переселены в благоустроенные квартиры.

В 1984 году в канун 40 -летия Победы в Великой Отечественной войне по инициативе Совета ветеранов, при активном участии работников военно-учетного стола поссовета Заветы Ильича, исполкома поссовета, Совета ветеранов поселка на личные средства родственников погибших в Великой Отечественной войне и жителей поселка Заветы Ильича была построена мемориальная трибуна и установлена памятная доска с именами героев, павших в боях 1941-45 гг. Проект мемориала выполнен на общественных на чалах архитектором В. М. Новак . 9 мая 1984 года мемориал погибшим у памятника Неизвестному солдату был торжественно открыт.

В 1988 году была введена первая очередь Дома Техники "Строитель " с кинотеатром на 500 мест (теперь Дом культуры "Строитель ").

Свое славное 65 -летие поселок Заветы Ильича встречает в строительных лесах, а значит, у него большое будущее. Только вот название поселка как-то сегодня звучит диссонансом нынешнему времени.Но об этом мы должны подумать все вместе, только торопиться не надо.

Юрий Тимофеев, коренной житель пос.Заветы Ильича

Газета «Подмосковное Пушкино»


Фото и

Часть первая


Историю разделю на два рассказа. Один будет почти позитивный, другой - как получится. Хотя, точно знаю, что получится печально. Но начнем с позитивного.

Расскажу я сегодня про поселок Заветы Ильича, что расположился между поселком Ванино (которому уже давно пора присвоить статус города ) и городом Советская Гавань. Не совсем между, но по дороге - именно так.

Справка. "История посёлка Заветы Ильича как постоянного поселения началась в конце 20-х годов XX века. Как пишет краевед С. Сметанин, "в 1929 году в Астраханской области была произведена запись добровольцев на переселение в Советскую Гавань для создания рыболовецкого колхоза. Место и угодья понравились первым переселенцам, и вот в феврале 1930 года пароход "Еревань" подошёл к гавани, скованной крепким льдом.

Разгрузились прямо на лёд. На полуострове Меншиков установили палатки. В первой партии были только мужчины. Им предстояло построить жильё для семей. На общем собрании было избрано правление колхоза, который назвали "Заветы Ильича". Председателем стал двадцатипятитысячник Новиков.

Позже колхоз перевели на берег бухты Северной. Посёлок назвали Новоастраханский, избрали поселковый совет.

Тяжело переносили многие переселенцы смену климата, плохие условия быта. Чтобы улучшить питание, организовали подсобное хозяйство на реке Хадя, затем молочно-товарную ферму. Но случившийся пожар уничтожил всё. И опять надо было начинать всё сначала.

В 1934 году был ликвидирован Новоастраханский поселковый совет, посёлок назвали Заветы Ильича. В это время он стал уже большим рабочим посёлком.

Колхоз креп, а с ним рос и посёлок. Но началась война. Из посёлка, из колхоза уходили в бой морские пехотинцы.

В 1947 году колхоз "Заветы Ильича" был переведён на Южный Сахалин в Невельской район. А название его сохранил посёлок Заветы Ильича".

Это была, скажем так, гражданская лирика. Почему гражданская? Все, кто мало-мальски знаком с Дальним Востоком, знает, что армия - наше ффсё. В том смысле, что побережье и далее посуху, т.е. по сухопутной границе - это всё у нас "заселено" военными. Было заселено. Заселено - это застроено всевозможными ранее (и сейчас ) закрытыми городками, сооружениями войсковых частей, укреплениями и прочим милитаристским добром. Так вот. Советская Гавань всегда была "прибежищем" дальневосточных ВС (ходящих, катающихся и стационарных ), а расположенный возле поселок Заветы Ильича долгое время являлся… страшно сказать. Читайте, в общем.

"28-я Дивизия атомных подводных лодок

База: п. Заветы Ильича, б.Постовая, Совгавань - /проект 613, 627, 659Т/
Сформирована в 1981-82гг в составе Сахалинской флотилии /на базе 110? дивизиона пл отстоя/. После расформирования на ее базе сформирован дивизион отстоя.

Командиры:
1985-1988 - Анохин Николай Васильевич к-адм
1988-1990 - Денисов Анатолий Петрович к1р
НШ:
19??-1988 - Денисов Анатолий Петрович
1988-19?? - Сысуев Юрий Николаевич

Историческая справка
21 ноября 1939 года было окончено формирование 5-й бригады подводных лодок СТОФ под командованием капитана 3 ранга Чурсина Серафима Евгеньевича.

В состав 5-й бригады вошли:
31 дивизион подводных лодок (4 подводных лодки типа «Щ»);
21 дивизион подводных лодок (4 подводных лодки типа «М»);
25 дивизион подводных лодок (4 подводных лодки типа «М»).

12 марта 1941 года 5-я бригада подводных лодок переформирована в 3-ю бригаду подводных лодок СТОФ. 1 января 1955 года на основе 3-й бригады подводных лодок сформирована 9-я отдельная бригада подводных лодок СТОФ. 1 декабря 1982 год 90-я отдельная бригада подводных лодок переформирована в 28 дивизия подводных лодок.

В августе-декабре 1942 года на пополнение частей Красной Армии было направлено 252 матроса и 8 офицеров. В 1943 году на фронты с фашистской Германией соединение отправило еще 70 человек. Корабли бригады на протяжении Второй Мировой войны находились в оперативной готовности и выполняли задачи разведки. На боевые задания выходили подводные лодки «Щ-116», «Щ -117», «Щ-118», «Щ-119».

18 июля 1942 года во время стоянки в Военно-Морской базе Николаевск-на-Амуре в результате диверсии произошла катастрофа - взрыв на подводной лодке «Щ-138». Была повреждена и подводная лодка «Щ-118». Погибло 43 человека.

7 октября 1944 года на Черноморский Флот для участия в боевых действиях против фашистской Германии убыл 9-й дивизион подводных лодок в составе 6 подводных лодок типа «М».

Во время военных действии против милитаристской Японии СКР «Зарница» производил минные постановки на границе зоны ВМБ и в Татарском проливе.

Подводные лодки и корабли бригады участвовали в ведении разведки перевозке топлива высадке разведывательных групп, защите минных позиции в северной части Татарского пролива.

За участие в боях во время Великой Отечественной и Второй Мировой воин за проявленное мужество и отвагу 78 матросов старшин и офицеров бригады награждены орденами и медалями СССР.

1 июня 1990 года 28 дивизия подводных лодок переформирована в 60-ю бригаду подводных лодок. И31 декабря 1992 года 60 бригада подводных лодок переформирована в 36-й дивизион подводных лодок Советско-Гаванской Военно-Морской Базы.

Состав соединения:
«Щ-115», «Щ-116», «Щ-117», «Щ-118»,
«Щ-119», «Щ-120», СКР «Зарница», плавбаза «Кулу»
«М-25», «М-26», «М-27», «М-28», «М-43», «М-44», «М-45»,
«М-46», «М-47», «М-48», «М-251», «М-252», «М-253», «М-285», «М-286», «М-291», «М-292», «М-293», «М-294»
«С-23», «С-25», «С-26», «С-68», «С-77», «С-78», «С-86», «С-87», «С-88», «С-94», «С-117», «С-118», «С-119», «С-220», «С-145», «С-221», «С-222», «С-237», «С-240», «С-262», «С-275», «С-278», «С-294», «С-328», «С-332», «С-334», «С-335», «С-336», «С-337», «С-359», «С-393», «С-176»
«К-14», «К-45», «К-133», «К-151», «К-259», 120 экипаж, 127 экипаж.

Знаменитые подводные лодки соединения:
Подводная лодка «Щ-117» («С-117»)…
Атомная подводная лодка «К-14»…
Гвардейская атомная подводная лодка «К-133»…
Атомная подводная лодка «К-151»…

Герои Советского Союза:
Краснофлотец Зонов,
капитан 1 ранга Голубев Дмитрий Николаевич,
капитан 2 ранга Ломов Эдуард Дмитриевич,
капитан 2 ранга Столяров Лев Николаевич,
капитану 2 ранга Усенко Николай Витальевич,
инженер-капитан 2 ранга Морозов Иван Фёдорович.

Командиры соединений:
Капитан 3 ранга Чурсин Серафим Евгеньевич (1939 г.);
Капитан 1 ранга Прокофьев Владимир Матвеевич (1952-1955 гг.);
Капитан 2 ранга Бодаревский Юрий Сергеевич (1952-1953 гг.);
Контр-адмирал Сухомлинов Павел Денисович (1955-1956 гг.);
Капитан 1 ранга Козин Александр Герасимович (1956-1960 гг.);
Капитан 1 ранга Иванов Юрий Васильевич (1960-1961 гг.);
Капитан 1 ранга Сперанский Николай Борисович (1961-1968 гг.);
Капитан 1 ранга Кандалинцев Виталий Александрович(1970-1976 гг.), UPD (с мая 1972 по август 1976 - контр-адмирал) ;
Капитан 1 ранга Захаровский Владимир Дмитриевич (1976-1978 гг.);
Капитан 1 ранга Критский Анатолий Никифорович (1978-1979 гг.);
Капитан 1 ранга Переборов Борис Николаевич (1979-1982 гг.);
Контр-адмирал Анохин Николай Васильевич (1982-1987 гг.);
Капитан 1 ранга ДенисовВ Анатолий Петрович (1987-1990 гг.);
Капитан 1 ранга Сувалов Юрий Васильевич (1990-1993 гг.);
Капитан 1 ранга Передеро Владимир Андреевич (1993-2003 гг.);
Капитан 1 ранга Аникин Александр Леонидович (с 2003 года)».

Впечатлены? Ну, еще бы!

Помимо подводников и морпехов, в поселке располагалась 75-я авиационная комендатура (в/ч 62429), а совсем недалеко есть/был даже военный аэродром (я никаких государственных тайн не выдала? ). Но это так, из доступного обывателю:) Где-то там еще ракетчики должны быть, но я не в курсе.

Также в поселке Заветы Ильича 1955 по 1995 размещался Драматический театр Тихоокеанского флота (театр! ТОФа! в поселке !). Организован он был в 1932 году, при Владивостокском доме красной армии и флота. Перед войной в театре работали такие мастера сцены, как ученик А. Д. Дикого Я. С. Штейн, заслуженный артист РСФСР В. И. Москвин (сын знаменитого мхатовца И. М. Москвина ), народный артист РСФСР, профессор Б. М, Сушкевич, ученик В. Мейерхольда Н. Н. Буторин, будущий руководитель Ленинградского Мюзик-Холла И. Рахлин. Во время Великой отечественной войны театр гастролировал по воинским частям и кораблям Тихоокеанского флота, а когда началась война с Японией, коллектив, разделившись на фронтовые бригады, работал в действующей армии, участвовал в освобождении Китая и Кореи.

В 1996 году театр вернулся из Заветов во Владивосток.

Чем еще славен поселок? Недалеко от него почил в своем последнем рейде знаменитый фрегат "Паллада". Не знаете, чиво такое "Паллада"? Ну ваще... Тогда нате. Вчитайтесь, дальневосточники, вслушайтесь в эти фамилии и события! Текста много, но вы должны, обязаны это знать.

"… Судьба военного фрегата "Паллада" с самого рождения складывалась необычно и удивительно. Достаточно сказать, что первым командиром корабля был замечательный русский флотоводец Павел Степанович Нахимов, плававший до этого вокруг света на фрегате "Крейсер"… Строился фрегат по лучшим образцам своего времени, из первоклассных материалов и отличался от большинства других кораблей подчеркнутой строгостью линий, изящной отделкой. И это не удивительно: ведь его постройкой руководил опытнейший мастер кораблестроения полковник Стоке... Сооружался парусник чуть меньше года, и 1 сентября 1832 года он сошел со стапелей.

Вот некоторые данные о фрегате: длина его - 52,7 метра, ширина - 13,3 метра, скорость - 12 узлов. На корабле было установлено 52 орудия…

Когда команде поручили совершить кругосветное плавание, "Паллада" отмечала уже свое двадцатилетие… Из порта Кронштадт к чужим берегам фрегат отчалил в ненастный осенний день 1852 года. Командовал "Палладой" капитан-лейтенант И. С. Унковский, воспитанник адмирала Лазарева, прекрасный мореплаватель, волевой и толковый командир.

В его команду вошли капитан-лейтенант К. Посьет, лейтенанты - В. Римский- Корсаков, И. Бутаков, П. Тихменев, Н. Криднер, С. Тырков, Н. Савич, С. Шварц, И. Белавенец, А. Шлипенбах, мичманы - П. Анжу, А. Болотин. П. Зеленый, А. Колокольцев, морской артиллерии капитан К. Лосев, унтер- цейхватер В. Плюшкин, корпуса флотских штурманов штабс-капитан А. Халезов, поручик Л. Попов 1-й, подпоручик И. Моисеев 3-й, содержатель по шкиперской части подпоручик Я. Исто мин, старший врач штаб-лекарь А. Арефьев, младший врач Г. Вейрих, корпуса корабельных инженеров подпоручик И. Зарубин, архимандрит Аввакум, коллежский асессор О. Гошкевич, гардемаринов - 4, юнкер - 1, унтер- офицеров - 32, рядовых - 365, нестроевых - 30, музыкантов - 26. Главная цель экспедиции, во главе которой был поставлен адмирал Е. В. Путятин, - заключить торговый трактат с Японией.

Для составления летописи плавания и ведения протоколов во время переговоров с японскими представителями адмирал включил в состав команды еще одного человека и в связи с этим издан специальный приказ "О назначении занимающего должность столоначальника департамента внешней торговли коллежского асессора Гончарова секретарем при генерал-адъютанте Путятине на время дальнего плавания фрегата "Паллада", о денежном довольствии этого чиновника". Этим чиновником был Иван Александрович Гончаров. Он действительно служил тогда коллежским асессором, но был широко известен читающей России как замечательный писатель, автор популярного романа "Обыкновенная история", которым восхищался сам Белинский. Отправиться в дальнее морское путешествие с детских лет было его заветным желанием.

"Я все мечтал - и давно мечтал - об этом вояже, - писал он, ступив на палубу фрегата "Паллада", - может быть, с той минуты, когда учитель сказал мне, что если ехать от какой-нибудь точки безостановочно, то воротишься к ней с другой стороны...".

Одна напасть следовала за другой… Но еще более жестокие испытания выпали на их долю в Тихом океане… Экспедиция, возглавляемая известным естествоиспытателем капитан-лейтенантом Константином Николаевичем Посьетом, провела важную для науки съемку и опись берега, внесла ряд ценных поправок на карты, которыми тогда пользовались мореплаватели разных стран, и, кроме того, были открыты три удобных стоянки для кораблей. Новые якорные стоянки получили русские наименования - бухта Унковского, порт Лазарева и залив Посьета…

На тринадцатый день "Паллада" вошла в порт Гонконг. Здесь адмирал впервые узнал о русско-турецком конфликте. Назревала война с Англией и Францией… "Паллада" взяла курс на острова Рю-кю, побывала в порту Напа на острове Окинава, и 9 февраля адмирал направил фрегат в Манилу, не ведая о том, что именно в этот день Англия и Франция расторгли договор с Россией. Английский адмирал Прайс уже стягивал к берегам Чили эскадру кораблей, чтобы совершить нападение на фрегат "Палладу" и захватить его. Старому, отслужившему свой век паруснику, конечно, не под силу было бы справиться с винтовыми кораблями, но он все же решил «тряхнуть стариной» и начал готовиться к сражению. В случае же окружения в неравном бою решено было взорвать фрегат. Однако от встречи с английскими кораблями вскоре пришлось отказаться - из Петербурга поступило совершенно другое указание: спрятать "Палладу" в устье Амура.

Более двух месяцев бился Унковский над выполнением этого приказа, пытаясь ввести огромный, массивный фрегат в извилистое и узкое устье реки. Фарватер не имел достаточной глубины, был усеян бесчисленными мелями и подводными камнями. Не добившись успеха, капитан повернул судно обратно, в Императорскую (ныне Советскую) гавань, поставил "Палладу" в дальнюю Константиновскую бухту. С двух сторон к бухте подступали сопки, надежно защищавшие корабль от ветров и от посторонних глаз. Все орудия и боевые припасы с судна были сняты, перемещены на подоспевший к тому времени фрегат "Диана", на котором адмирал Путятин замыслил продолжить путь в Японию и затем вернуться в Петербург...

Судьба фрегата, между тем, завершилась трагически. После того как команда ушла с судна, на борту его остались лишь поручик Кузнецов, боцман Синицын и десять матросов. В инструкции, данной Кузнецову, было предписано "в случае входа неприятеля в гавань сжечь фрегат, а самому стараться достигнуть берегом до заселений на Амуре". Матросы заботливо оберегали корабль, откачивали воду из трюма, зорко следили, как бы враг не проник в гавань...

Неприятель, разыскивая русский фрегат, подошел к самому проливу. И тут вдруг поступило нелепейшее, ничем не оправданное распоряжение флотского командования - потопить "Палладу".

Вот как пишет об этом в книге своих воспоминаний Г. И. Невельской: "Начальник Константиновского поста подпоручик Кузнецов в письме от 25 ноября сообщил мне: Императорская гавань покрылась льдом, что неприятель не показывался, что вся команда здорова, провианта имеется на 10 месяцев... В то время, когда я получил от Кузнецова это донесение... прибыл мичман Разградский, которого контр-адмирал Завойко командировал в Императорскую гавань с тем, чтобы затопить там фрегат "Палладу", а команду с Кузнецовым возвратить в Николаевское. Я на некоторое время задержал Разградского в Мариинском порту, впредь до ответа от Завойко, которому, препровождая донесение Кузнецова, писал: "...В уничтожении фрегата "Паллада" не предстоит ныне ни малейшей крайности, потому что до вскрытия Императорской гавани, дома я месяца 1856 года может последовать перемирие и даже мир, а поэтому нужно... подтвердить Кузнецову, в случае если мира не последует и неприятель войдет с целью завладеть фрегатом, действовать в точности согласно данным ему инструкциям, то есть взорвать фрегат, а самому с людьми отступить в лес по направлению к Хунгари. Подобное действие будет иметь гораздо большее влияние на неприятеля в нашу пользу, чем затопление безо всякой еще крайности фрегата, который может быть выведен из гавани, в случае наступления мира с весной 1856 года...". На это предложение... Завойко... отвечал мне, что, ввиду данных ему приказаний, он не может принять подобное мое предложение, как противоречащее этим приказаниям, на свою ответственность, а потому строго приказывает Разградскому немедленно отправиться в Императорскую гавань и затопить там фрегат "Паллада". Вследствие этого Разградский, следуя в Императорскую гавань через селение Хунгари, прибыл туда 17 января 1856 года, то есть в 16 дней; он затопил у Константиновского поста фрегат "Паллада" и, забрав бывшую в этом посте с Кузнецовым команду, 20 марта тем же путем возвратился в Николаевский пост"…

В 1923 году моряками "Красного Октября" был найден и отправлен во Владивостокский порт якорь фрегата, а несколько позже - медный иллюминатор и часть фальш-борта знаменитого парусника. Перед самой Великой Отечественной войной водолазы-эпроновцы вновь во всех подробностях осмотрели исторический парусник и установили, что лежит он на 20-метровой глубине. Ни мачт, ни верхних надстроек не было обнаружено - очевидно, их снесло льдом. Корпус фрегата, изъеденный местами морским червем, облепленный ракушками и водорослями, сохранился сравнительно хорошо. И тогда же в печати появилось сообщение: "В 1941 году советские водолазы поднимут с морского дна столетний "литературный памятник". Война помешала осуществлению многотрудного замысла…".

И еще маленькая цитата. "… При затоплении корабль лег на правый борт, и в советское время над ним стояло судно-отопитель. Отходами с этого судна "Паллада" была завалена, погрузившись правым бортом по диаметральную плоскость в грязь, ил и шлак. Может быть, это и спасло фрегат от окончательного разграбления. Ведь небольшая глубина в месте затопления, нахождение бухты Постовой в черте пос. Заветы Ильича давали доступ к фрегату всем желающим.

К настоящему времени сохранилась лишь правая часть фрегата, погруженного в ил и шлак. В 1989 году экспедицией клуба "Восток" были подняты элементы конструкций "Паллады". В настоящий момент их можно видеть в экспозиции музея им. Арсеньева".

"Палладе" поставили памятник, на берегу, в лесочке. Честно говоря, не уверена, что он сохранился…

Ну, и про более доступное и всё еще сохранившееся. В поселке у гарнизонного Дома офицеров флота по инициативе и силами подводников соединения установлена рубка подводной лодки пр.613 "С-88". Рядом с рубкой стоят и другие занятные объекты, но о них - после. Еще один "подводный" памятник не сохранился. Его также собирали всем миром, возводили своими силами. Цитатно: "3 января 1998 года в соединение подводников в/ч 15058 с почтовой корреспонденцией прибыл журнал "Морской сборник" с документальной повестью «Тайна исчезнувшей "Щуки". В ней автор подробно описал последние дни лодки С - 117, "которая, выполняя боевое задание, затонула в Татарском проливе…". Заместитель командира соединения подводных лодок капитан II ранга В.В. Пискайкин проводит общее собрание военнослужащих соединения с повесткой дня: "О строительстве памятника экипажу подводной лодки "С - 117". Эскизы памятника поручили изготовить профессиональному художнику старшине первой статьи В.И. Козлову…

Денег на строительство памятника не было. Силами личного состава соединения со списанной подлодки был вырезан кусок длиной более четырёх метров с люком и аварийным буем. С помощью торпедолова его сняли и доставили к месту установки памятника… Мемориальную доску изготовили в учреждении пос. Ванино. Всю осень и зиму личный состав соединения проводил сварочные работы, изготавливал основу памятника. В мае завезли гравий и песок на берег бухты Постовая.

10 июля 1999 года - знаменательный день в истории возведения памятника: были положены первые плиты в его основание. Начались работы по его художественному оформлению. Потребовалось более 20 грузовиков природного камня, доставили два якоря, якорь-цепь. Руководил работой и участвовал в возведении памятника В.В. Пискайкин.

Открытие памятника состоялось 31 мая 1999 года в день шестидесятилетия образования Северо-Тихоокеанской флотилии, в состав которой входила ПЛС - 117…".

Утомила текстом? Тогда щазз будут только картинки. Сначала - старые картинки.

Бухта Постовая

613-ые. Весна 1975г

Экипаж С-221 на пирсе в бухте Постовая

Корабли на консервации. Советско-Гаванская ВМБ, бухта Постовая, ТОФ, 1991 год

А вот этот кадр интересн своим продолжением (хоть это уже, вроде, и Совгавань ). Смотрите. Тогда.

И люди. Тогда (на параде ВМФ, Заветы Ильича, личный состав 3 роты 5 взвода ШМАС, 74 год ).

И сейчас (2008 год ).

А для тех, кто слабо ориентируется в нашей необъятной, выяставляю бонус.

Карта старая.

И карта новая.

Лососину все помнят? :) Вот она, с другого заветы-ильиченского берега.

Лучшие статьи по теме